К Богу приходят по разным причинам. И каждая будет верной. Люди так разнообразны, что каждый являет образ Творца. Кого-то приведёт к Всемогущему болезнь, кого-то — любовь, а у кого-то свет сойдётся клином на разрешении жизненной логики: почему всё устроено так, а не иначе? И можно ли иначе? Чаще всего все эти проблемы и трудности бывают в нашей жизни попеременно, и мы всегда нуждаемся в помощи того, кто сильней нас и в собственной ясности ума.
Даже не встречаясь с потрясениями (что трудно представить), необходимость познания Бога обоснована. В Нём заключена вся логика жизни, той жизни, которой мы живём: познавая Его, мы узнаём жизненные механизмы, мы находим себя. А уж себе человек радуется, как никому больше.
Один из самых сложных вопросов на этом пути: взаимодействие меня и других, своего и чужого, частного и общественного. На первый взгляд его разрешение кажется очевидным: у меня имеются документы о праве собственности на недвижимость, личные вещи, мой муж, мои дети, моё тело. И что характерно: всё через запятую, несовместимые понятия валятся в кучу как то, что принадлежит мне по праву, как объекты моей собственности.
Так вдумчивых людей коробит подобное перечисление в законе Моисеевом: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Исх. 20.17. Человеческий язык выдаёт истинное плачевное положение дел в человеческом существе. И если Ветхий завет пытался навести порядок понятными человеку мерами, то Новый в лице Иисуса Христа открывает нам алгоритм поведения и мотивацию Горние.
«…если вы в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Луки 16.12. Как это? Что моё — то моё. Может, тут неправильный порядок слов? Ведь у людей так: если вы не можете своим распорядиться по уму, кто доверит вам чужое? А кто в малом был верен, над многим поставят того. Именно это мы читаем в Евангелии о раздаче талантов и городов (Матф. 25.21, Луки 19.17). Но почему мы решили, что и эти слова мы понимаем верно? Завистливое око, которому всё кажется, что у соседа больше и лучше, чем у меня или общественное больше личного? И Иисус выводит нас из плоскости количественного: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» Луки 15.4. Она является ценностью для Него качественно. Нас переводят в такую категорию ценностей, где личное счастье больше всех благ мира, где здоровье ребёнка дороже любого богатства, а любовь больше, чем наличность мужа как собственности.
Такая логика замечательно проиллюстрирована в мультфильме про Винни-пуха, в той серии, где ослик Иа празднует свой день рождения. Сколько радости было от того, что именинник в качестве подарка получил своё! Утраченное и возвращённое: «Это мой хвост! Он был мне так дорог!»
Мы находимся в таком же положении. Проклятие жизни основательно обобрало нас и то, что мы имеем по природе рождения — не наше исконное, но навязанное нам законом земной жизни в уже испорченном виде. Именно так трактуется притча о неверном домоправителе, завершающим стихом которой является истина о чужом и вашем (Луки 16.1-12): неправедным названо любое богатство, которое мы не приобрели своим трудом: природная красота, здоровье, достаток родителей, всё, что мы по умолчанию считаем своим, но по сути нам это кто-то дал. Истинное твое хранится на небесах, на небесах твоего сердца: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Матф. 6. 19-21. Твоё сущностное, твоё настоящее, то, что «не купить и не отнять» (Трофим).
Такая закономерность спрятана в Слове об абсолютной вероятности исполнения просимого: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас: а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него». 1-Иоан. 5.14-15. Откуда мы знаем, что по воле Его? По Слову и по себе. Наше уже приготовлено для (в) нас, ждёт наших молитв.
Трудность в том, что и себя мы не знаем и своих желаний не понимаем. По мере приведения в гармонию моего и Божьего мне открывается моё сокровище и Бог не может его отдать никому кроме меня. Любовь к чужому мужу, которая начиналась как беда, перестаёт быть собствиннеческой и может обернуться радостью от каждой встречи, радостью о том, что он есть и молитвой, чтобы всё у него и его близких было хорошо. Не любовь плоха, плохо присвоение (другого человека!? даже не чужого, а собственного мужа) и грех: только бы не взять чужое, а дождаться своего, чего бы это ни касалось. Чужое — от земли, своё — свыше. Только моё будет для меня самым лучшим. Мой хвост! Он был мне так дорог! В отношениях любви: моя любовь, а не человек мой как объект любви (слово-то какое — объект, как будто вещь).
В таком расширительном восприятии можно посмотреть и на понятие добра и зла вообще. Такую мысль предлагает Сёрен Кьеркегор: мы понимаем добро и зло, исходя из категорий своё-не своё. Эта логика абсолютно накладывается на Божье понятие зла: то, что не Его, не от Него и не из Него. Только так. Если подгонять мир под свои испорченные понятия своего-не своего ничего не получится, кроме отчуждения. Жизнь многих людей на этом и строится. Но это не наш путь. «Научи нас так счислять дни наши, чтобы приобрести сердце мудрое». Пс. 89.12. Чтобы среди чужого всегда узнавать своё: горнее, настоящее, Твоё как моё.