Можно рассматривать человека биологически-эволюционно, как часть животного мира. Можно находить сколь угодно много аналогий строения теплокровных. Одного нет и не может быть ни у кого кроме человека — речевого аппарата. В животном мире нет даже физиологических предпосылок для образования органов речи. Но и это даже не всё. Речь формируется не в голосовых связках, а в коре больших полушарий головного мозга (которые есть только у человекоподобных обезьян, но явно не в достаточном для человеческих функций объёме). И главное, что формируется речь как подражание. История Маугли весьма реалистична, такие случаи были неоднократно зафиксированы. Если ребёнок до времени формирования речи (с рождения и до двух лет) рос вне человеческого общества, способность речи у него не образуется уже никогда.
Точно таким же образом, путём прямого подражания, научился речи и первый человек Адам. Подобно Иисусу, который говорит: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, и Сын творит также». Иоан. 5.19, он может сказать: «Человек ничего не может говорить сам от себя, если не увидит отца говорящего», так как речь, несомненно, творческий процесс.
Филология, лингвистика, этимология, современная философия сосредоточены на изучении языка. Сколько исторических тайн открывает трансформация слов, перетекание их из одного языка в другой, как роднит человечество! В этом наука приближается к логике Господа Бога, который первый в мироздании «сказал». Такой интерес к слову, который сосредоточен в Иудео-Христианском учении, больше не обозначен ни в одной религии. Человек не может в полной мере понять цену слова, её знает только Слово-Бог. Это Он вложил в язык все тайны мироустройства.
Отправной точкой для нашей темы является слово «чудо». Чудо неотделимо от Божества. Более того, любое проявление Божества — это чудо. Касается это видимого мира или наших мимолётных чувств и мыслей. Мы к этому привыкли и считаем законами природы, эти условия обитания нам просто даны. Но и в них происходит что-то, не подчиняющееся существующим законам. Это и есть чудо.
Вряд ли мы свяжем «чудо» со словом «чужой». Тем не менее «чужой» — этимологически происходит от «чуда»: чудо — чуждый — чужой. Бог, проявляя Себя, чужой для нас, а чужой вызывает страх. Именно так реагировали наблюдатели на чудеса Иисуса — страхом. Только для одних он становился страхом Божьим, для других — личной угрозой.
Чужой всегда несёт угрозу. Именно по возможной опасности мы в первую очередь оцениваем любого человека. Более всего мы нуждаемся в безопасности и все наши оценки происходящего начинаются с неё; в этом инстинкт самосохранения, инстинкт жизни. Пока мы не убедимся, что человек для нас безопасен, он для нас чужой, чуждый, отчуждённый.
Убедившись, что он не несёт угрозу и не посягает на наши права, мы переходим на новый уровень отношений. Этот процесс может быть как протяжённым во времени, так и молниеносным, например, в очереди в кассу. Человек приближается, мы напрягаемся — потенциальная угроза — неизвестно, насколько пришелец психически здоров и адекватен, не хочет ли он потеснить меня, залезть вперёд или занять моё место, ударить рукой или ногой. Всё это мы ощущаем интуитивно каждый раз (!) при приближении любого незнакомца. По этой причине необходимо держать дистанцию с людьми не только во время сезонных эпидемий, но и всегда. Она не должна быть слишком большой (как будто человек вам неприятен), а составлять примерно метр-метр двадцать, расстояние вытянутой реки. Подсознательно мы и поддерживаем контакт — человек может вас коснуться, и находимся в безопасности — он не может вас ударить.
Оценка происходит при взгляде в глаза человека. Ясность сознания очевидна в них, а также в общем поведении: суетливость движений вынуждает нас держаться от такого подальше. Убедившись в безопасности и адекватности, мы успокаиваемся и начинаем видеть в пришельце человека, такого же как и мы.
Точно такие же процессы происходят с нами и в оценке Бога. Сначала пропасть чуда-чуждости разделяет нас: «Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? Оно чудно». Судей 13.18. Он незнаком нам и несёт угрозу, Он неизвестен, непонятен, непознан. Затем выступает Сын Человеческий Иисус Христос: мы оцениваем Его поведение, общее впечатление пока Он приближается, смотрим Ему в глаза. Кто-то в этот момент пропал навсегда, влюбившись. Кто-то оценивает Его интеллектуальную здравость. В любом случае, это — Человек! И он совершенно безопасен.
«Чужой» переходит в категорию «другой». Он — человек, такой же как я, только другой. На этом этапе мы можем забыть о его существовании, но при нарастающем интересе «другой» может стать «другом».
Подобная оценка распространяется и на все события жизни, на весь окружающий мир — кругом опасность! Любое новое событие воспринимается нами агрессивно, мы не хотим его, оно расстраивает нас, выводит из зоны трудом добытого комфорта, требует новых усилий. Женщина боится сообщить мужу о беременности, зная, что это всегда для него шок. Но она и сама в первую минуту испытывает его, даже если ребёнок долгожданный. Жизнь так устроена, что мечты исполняются тогда, когда мы ждём уже совсем другие (Владимир Кузьмин). Даже всем сердцем ожидаемые события приходят внезапно: «…найду на тебя, как тать…» От.3.3 (как вор). «Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут». 1-Фесс. 5.3. Роды всегда неожиданны. За девять месяцев будущая мама так привыкает к своему состоянию, к животику, как к своей фигуре, со всеми шевелениями внутри себя, что как будто перестаёт ждать. И тут — бац! Но обратите внимание, что Бог называет пагубой закономерный ход событий. Они не являются злом по сути, но могут так восприниматься человеком, отказывающимся верить, что тайное обязательно станет явным.
Слово Божье, разъясняя нам устройство мира, нас в нём, разницы добра и зла, переводит людей из лозунга: «кругом опасность!» в мировоззрение: «кругом безопасность!». Предлагая нам постоянную помощь в наших усилиях. Нам остаётся только сказать: «Ей, Гряди, Господи Иисусе!» Иоан. 22.20.