По пути в Небо, будучи ограничены человеческим естеством, мы не можем досконально знать волю Божью: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Ис. 55.8-9. Трудность принятия решения, максимальное напряжение поиска Бога в себе, сопоставление Слова написанного и своего внутреннего устройства в полной искренности вынуждает нас выбрать то, что всё-таки близко себе. И только по принятии решения мы можем знать насколько оно верно или неверно. Сопоставляя повеление Господа забыть близких и родных ради Него, мы мечемся, не имея возможности их противопоставить. Душа мучается: я не могу отречься от моих любимых людей, никакой рай не нужен мне без них. И ты говоришь: прости, Господи, я не могу без них. И только теперь слышишь с небес сердца: «правильно!». Бог одобряет твой выбор, Он и Сам поступает так же.
При том, что совершается моё личное спасение, в Церкви большинство молитв о нашем спасении. Что хорошего быть спасёнными спасением Робинзона Крузо? И Бог, зная всё об одиночестве, спасает семьями.
Читать об этом мы начинаем уже с Ветхого завета. Первое, что приходит на память: спасение Ноя и его семьи от вод потопа (Быт. 7 гл.). Выведение Лота с домочадцами из пылающего Содома (Быт. 19 гл.). Пророк Илия был послан ко вдове в Сарепту Сидонскую, а воскрешает её сына (3-Цар. 18.8-24). Ответственность за рождение и воспитание богатыря Самсона лежит на его матери со времени беременности (Суд. 13.1-5) и колоссальное множество подобных примеров.
Новый завет подхватывает эту эстафету. Мы уже касались призвания Апостольского, когда Иоанн и Иаков оставили в лодке своего отца одного заканчивать начатое сообща дело, а тот ни слова упрёка не сказал им (Матф. 4.21-22). Какая сердечная близость и доверие должны быть между людьми, чтобы вести себя так!
По призванию мы читаем, что Иисус с учениками пошёл в дом Петра. А там тёща в горячке. Нам кажется совершенно логичным, что Господь не проходит мимо её недуга и исцеляет её (Матф. 8.14). Придя в чей-то дом, Он наводит порядок во всём доме, во всех отношениях и помогает с решением всех проблем.
Подытоживающим Свою идею мы находим Духа Святого, сходящего на всех членов семьи Корнилия (Деян. 10 гл.) и слова Апостолов Павла и Силы к своему бывшему темничному стражу: «спасешься ты и весь дом твой» Деян. 16.31. Даже при условии только тебя-верующего в Господа Иисуса Христа будут спасены все твои любимые люди.
Это один из подходов изучения Писания: имея какую-то нужду или мучающий вопрос, можно читать Слово, обращая особенное внимание на все аналогичные случаи. Как люди решают их? Что из этого выходит? Как Бог смотрит на это? Часто получается «вилка» из двух крайних суждений. Здесь выбор за вами. Какие наклонности вашей личности проявят себя в этот раз? Вы имеете полное право следовать им, реализуя себя, если это не приносит никому вреда. Бог удивительный, и Он всегда за нас! Против греха в нас, но за нас.
В приведённых примерах в полной мере реализуется одно из главных обетований Нового завета, вложенного в путь Иоанна-крестителя: «…чтобы возвратить сердца отцов детям…» Луки 1.17. Это неотъемлемая часть того Евангелия, того нового слова, который принёс в мир Сын Божий и Человеческий. И Он, имея Свою маму, в полном составе семьи выходит на совершение чуда превращения воды в вино свадебного пира (Иоан. 2.12.)
Эта новость является хорошей для всех людей. К сожалению, но гибнут люди так же семьями. В этом случае происходит то, о чём говорит поговорка: яблочко от яблоньки недалеко падает. И этому существует множество примеров в Писании. Женившись на языческих дочерях, Исав укрепил своё безразличие к Богу Авраама и Исаака (Быт. 26.34-35). Так иссякает благородная природа избранников. Так сошли на нет десять из двенадцати колен Израилевых, утратив своё наследие в Боге и на земле.
Самый наглядный пример для работы психолога мы находим в новозаветной истории с Иродиадой и её дочерью (Марк. 6.17-28). Мало того, девочку уже с детства «натаскивали» в искусстве соблазнения, она полностью была вовлечена в коварные замыслы своей матери. Родительница не постеснялась использовать в них ребёнка. Если нормальные родители стараются оградить своих детей от возможного зла, молятся об этом, работают над собой ради сохранения мира с детьми, существует и другой подход и он весьма информативен. Когда педагоги или политики, в общем взрослые, преследуя свои цели, не стесняясь, используют чужих детей, как ресурс (например, втягивая их в акции протеста), без сомнений, они так же (неосознанно) поступают и со своими детьми. Например, реализуя на них свои ожидания, не заботясь о личных склонностях ребёнка.
При таком отношении поведение родителей недалеко ушло от того язычества, от которого последовательно, уже в течение двух тысяч лет, нас избавляет Христианство. Человечество забыло, как страшный сон, то, как хоронило своих первенцев в основании дома, задабривая богов, чтобы другим членам семьи жилось хорошо.
Характерно, что и сама девочка не отшатнулась в ужасе от просьбы матери, а преспокойненько несла блюдо с человеческой головой. Вот уж точно яблочко от яблоньки.
Говорим мы об этом с двумя целями. Первое: обновить надежду. Дети, за которых молятся их родители и изо всех сил поддерживают доверие с их стороны, не пропадут в этом мире зла. Второе: не надо излишне переживать из-за судьбы других людей. Мы не всегда понимаем, насколько они «другие». У нас могут быть разные (до противоположности) как цели, так и пути их достижения. Не для всех критерий истины — любовь, а смысл жизни — поиск истины. Но счастья, как Бог, так и Божьи, разумеется, желают всем людям.
Об этом и молимся, делая «добро всем, а наипаче своим по вере» Гал. 6.10.