В предыдущих статьях «Бог и сатана» мы начали рассуждения о положении сатаны около Бога и об их отношениях. Мы пришли к выводу, что в Новое время общение Бога с сатаной прекратилось. Это ознаменовано словами Иисуса: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…» Луки 10.18. Теперь рассмотрим в приближении, как происходило это падение.
Точка кипения фиксируется в Пустыне искушений. Перед ней Бог во всей Своей полноте представил Иисуса как Своего Сына. Это события Крещения Господня и свидетельства Иоанна-крестителя: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Марк 1.10-11.
Мы знаем, что «Немедленно после того дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне, искушаемый сатаною, и был со зверями…» Марк 1.12-13. Марк не знакомит нас с подробностями этих искушений. Это делает Евангелист Матфей. Вслед за ним различные писатели последних двадцати веков подхватили эту тему. Среди них Ф.М.Достоевский и Джон Мильтон. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий…» Матф. 4.3.
Мы не вполне себе представляем троичность Бога. Нам кажется, что Сын на земле, а Отец остался на небе, то есть буквально, на астрономическом небе. Нам трудно отделаться от детского образа седовласого Старца, сидящего на облаках. Необходимо оторваться от этих представлений и уяснить, что Бог — вне космоса. Это какая-то совсем другая реальность. И если Сын говорит, что «Я в Отце и Отец во Мне» Иоан. 14.10, то именно так и есть.
Таким образом, сатана, приступая с искушением к Сыну, тем же самым искушает и Отца. Сыну он говорит: «Если Ты Сын Божий…», а Отец слышит это как обращение к Себе: «Если Он Твой Сын», усугублённое: «Если Ты Бог…». Самый легкий способ схлопотать по лицу — высказать отцу сомнение в родстве его кровного сына. Иисус продолжает диалог, но Отец, ударив наотмашь завравшегося слугу, прекратил с ним общение навсегда. Именно в этот момент Сын увидел сатану, спадшего с неба, как молнию. Очень красивый и поэтический образ. Но для сатаны это момент полного крушения. С этого момента ему остаётся шипеть и плеваться, пытаясь побольнее укусить каждого, кто попадётся под руку.
Об этом моменте говорит Откровение Иоанна Богослова: «…веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени! Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать…» От. 12.12-13.
Приступил к Сыну ещё сатана, а низвержен уже дьявол. Теперь он демонизирован и по сей день совершенствуется в искусстве клеветы. Так как Бог не поддерживает с ним общения, он использует для этого людей; к ним Господь не утрачивает интереса.
Свидетельство такой дьявольской клеветы мы получаем в диалоге Иисуса с фарисеями: «И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». Матф. 12.24. Надо хорошо понимать, что сказано это было людьми, видевшими все Его добрые дела. Мы подходим к ключевому месту, которое подтверждает, обосновывает и объясняет ситуацию, когда прощение Божье невозможно. Даже если все наши рассуждения до этого момента кажутся неверными, то здесь мы получаем полное право говорить о невозможности дальнейших контактов Бога и сатаны и как ни прискорбно, но и людей, занявших такую позицию.
Какую такую позицию? Иисус разъясняет: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду». Матф. 12.33. Очевидные вещи. В природе — да! Но лукавство дьявольское и человеческое опрокидывает естественную логику природы. Оно говорит: чёрное — это белое и белое — это чёрное; нет добра и зла, они взаимозаменяемы; насильник не так уж виноват, виновата его жертва; мужчина может быть женщиной, а женщина мужчиной. И так до бесконечности, ведь глупость человеческая бездонна. Только теперь это называется толерантностью.
У слова Божьего иное мнение: «Кто не со Мною, тот против Меня… Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам…» Матф. 12.30-31. Хула на Духа — это при всей достоверности доброго деяния назвать его злом. Так просто и легко. Но так ли это, «истинно ли сказал Бог»? Всякое ли доброе дело исходит от Бога? Всякое. И Библия однозначно говорит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» Иак. 1.17. Только Иаков расширил деяние до даяния, то есть человек не может сделать доброе сам от себя, но всегда вдохновляемый Духом Святым. Именно поэтому ложь на всякое доброе дело является хулой на Того, Кто за этим делом стоит.
Такое положение формулирует и Апостол Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». Рим. 7.18. Всё, на что хватает человека — это желание добра. Воплотить, совершить доброе дело можно исключительно посредством Духа. «Я добр, но добра не сделал никому» поёт группа «Воскресение».
В миссии Иисуса Христа мы видим Его единство с Духом Святым. После Крещения любое слово, сказанное в адрес Сына Человеческого становится хулой на Духа. До миссии было возможно то, что Он сказал о Себе: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Матф. 12.32. Несмоторя на то, что Дух Святой от зачатия был в Нём, это знание не принадлежало всем. С момента Богоявления, провозглашённого Иоанном-крестителем, троичность Божества в личности Иисуса Христа засвидетельствована: Его тождество не только с Отцом, о чём мы говорили выше, но и с Духом Святым.
Так как Дух Святой стоит за всяким добрым делом человеческим, особенно за человеком, который находится в состоянии Божьего призвания, опасность похулить Духа Святого подстерегает нас на каждом шагу. Необходимо чётко разграничивать своё отношение к человеку как таковому и оценку его поступков. Мы не можем судить человека, но его поступки (а особенно свои) нам необходимо оценивать адекватно. «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» 1-Кор. 6.2-3.
Дело за малым: стать святым.