Слово Божье удивительно многогранно и глубоко, а порой- конкретно и буквально. Можно годами рассматривать притчи Иисуса в переносном смысле, как вдруг они принимают значение абсолютное, а не аллегорическое. Всякому откровению Божьему- своё место и время. Некоторые возможно получить только наедине с Господом, а иные- только став частью поместной церкви, находясь рядом со многими.
Великий Учитель, разъясняя своим ученикам тайны Царствия Небесного, приводит разные аналогии, например, сравнивая людей с овцами или с рыбами. История с ловлей рыбы человеческой звучит только однажды: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.» Матф.4.18-19. Мы тоже используем по отношению к людям названия животных, то умиляясь- рыбка моя, котёночек, птичка, то вкладывая ругательный смысл- козёл, собака, баран, овца. Поэтому, в целом мы принимаем такие сравнения, интуитивно понимая их. Смущают лишь некоторые детали. Что за сеть, которой ученики будут ловить людей, Господь Иисус имеет в виду? Пророк Осия пишет: «Узами человеческими я влёк тебя, узами любви…» Ос.11.4. Прислушайтесь, как в вас отзовутся эти слова.
Духовные же аналогии народа Божьего и стада овец встречаются неоднократно, порой Иисус прямым текстом так нас и называет. «Не бойся, малое стадо!» Луки 12.32; обращаясь к Петру: «…паси агнцев Моих.» Иоан. 21.15. А притча о пропавшей овце является утешением для многих сердец. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.» Матф. 18.12-13.
Нам и понятна и непонятна такая аналогия с овцами. Мы-то в гневе используем слово баран, как показатель упрямства и тупости, овца- и подавно суммарное произведение всех женских недостатков. А что имел в виду Иисус? Ведь действительно, овца- не самое умное животное.
Для понимания представим жизнь на древнем Востоке. Овца была практически единственным промысловым животным, шерсть, шкуры и мясо которых использовались полностью. При этом небольшое по размерам, неприхотливое и мобильное. Может несколько глуповатое, но совершенно без норова и некапризное. Овец любили и ценили. Маленькие овечки к тому же забавные, с нежной шёрсткой. Не говоря уже о том, что хлев фактически был частью жилого дома, их отделяла только плетёная перегородка, так что люди и овцы жили как одна семья.
Современные люди, которым не нужно выживать в меняющихся условиях окружающей среды, больше всего ценят интеллект. Никак не разум, для которого характерна способность отличать добро от зла, а только лишь умение рассчитать, просчитать, обсчитать- этакий калькулятор с набором порочных человеческих устремлений. Поэтому нас обижает, если нас не считают умными. А ведь это не самое главное достоинство человека. По крайне мере, Бог так считает.
Умение быть послушным голосу Доброго Пастыря и готовность безгласно отдать всё, что составляет твоё естество- на это способны агнцы, но не способны люди. В этом преимущество овец над людьми и наше стремление стать агнцами Божьими.
С другой стороны, сравнение нас со стадом овец- не только в переносном смысле. Стоит людям собраться в толпу- и стадо готово. Толпа живёт по своим внеличностным законам. И люди, находясь в толпе, теряют человеческое лицо, у них вырастают рога и копыта, они резко тупеют. Стадо Божье в этом смысле ничем не отличается от любого другого человеческого стада- это хорошо понимаешь в церкви в большой праздник. Но не пытайтесь увидеть в этих словах осуждение. Нас друг от друга ничто не отличает, и Бог принял каждого, как и тебя.
Христианин- и агнец, и человек. Главное, проявлять в себе эти сущности вовремя. Не так, как по привычке поступают люди- с Богом я- Человек ( прямостоящий, с несгибаемой в упрямстве шеей и непомерной гордыней), а в толпе- баран. А так, как подобает детям Божьим- с Отцом я- послушный Ему агнец, пусть даже иногда блуждющий, в стаде- человек.