Подытожим сказанное в предыдущих рассуждениях. Мы рассмотрели единство Церкви, за которой стоит Иисус Христос, Сын Божий и Человеческий; святость, являющуюся базовой характеристикой и природой Бога-Отца и соборность, которая возможна различительному и объединяющему Духу Святому. Получилась полнота Божества, явленная в Троице. Церковь является Богочеловеческим организмом, поэтому в ней представлена не только Божественная причастность, но и человеческая. Человеческое воплощение Церкви — в апостольстве.
Церковь настаивает на апостольской преемственности. Вера передаётся, так сказать, из рук в руки, то есть из уст в уши: «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10.17). «Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10.13-15).
Книга Деяний Святых Апостолов описывает становление Богочеловеческого организма Церкви в постижении Божественных лиц: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса. И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». (Деян. 19.2-6).
Господь Иисус молился Отцу в отходной молитве, за которой закрепилось название Первосвященнической: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их… Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною…» (Иоан. 17.6,9,15,20,24). Бог очертил круг и, к великому счастью, охватил и нас.
Апостол Павел писал своему ученику и ставленнику Тимофею: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 — Тим. 1.6). «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 — Тим. 4.14). Так выглядит передача любого вышнего дарования: по пророчеству через рукоположение. Эта эстафета имеет началом Иисуса Христа, это Он благословил Словом и рукой тех Двенадцать: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». (Матф. 10.1-4).
И более, чем двенадцать: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Луки 10.1).
Таким образом сохраняется тот же принцип, который исторически сложился путём служения Иоанна-Крестителя с последующим пришествием Иисуса Христа и закрепился Самим Иисусом, возложившим миссию Пророка на Апостолов, а через них — на всю Церковь. Он описан в приведённой выше цитате из Книги Деяний: сначала крещение в воде с исповеданием грехов и покаянием, затем передача дара Духа Святого через руки священства.
Продолжение следует…