Церковь. Апостольство. Часть II.

Отдельный вопрос по поводу священнического служения. Он поднимается в протестантских кругах, начиная с Мартина Лютера (который сам был посвящён в сан). Писание настаивает, что Иисус Христос соделал «…нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (От. 1.6). Через оправдание Сына Божьего каждый, минуя посредничество кого бы то ни было, приходит верой в общение с Богом. На самом деле нет абсолютно никаких условий ни для покаяния, ни для Причастия: мы в любое мгновение предстаём перед Господом, и даже предсидим и предлежим для общения, откровения и утешения, а иногда — и выговора. Неважно, какое положение занимает наше тело, главное в этой близости — расположение сердца. И в принципе для снятия груза вины не нужна разрешительная молитва, Бог прощает и любит БЕЗУСЛОВНО! Даже покаяние не является условием такого общения: Бог принимает просто так и сразу как только человек захочет. А все осознания, раскаяния и исправления придут позже, более того, всё это совершается также по дару свыше.

Учитывая это, действительно кажется непонятной роль священнического служения: священник служит священникам. И роль алтаря и, собственно, храма. Всё это сильно напоминает не Новозаветное устройство Церкви, а Ветхозаветный храм. Ведь по Новому Завету порядок Дома Божьего и служения звучат иначе: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 — Кор. 12.28). Посмотреть, так ни того, ни другого, ни третьего в Церкви нет. Но так ли это? И почему Церковь Христова больше напоминает Ветхозаветный Храм, где Бога и людей разделяла завеса? А Литургия или Месса похожа на театрализованное представление?

На самом деле в роли Христианского священника больше отсылки к Апостольскому служению, чем к Ветхому Завету (не говоря уже о том, что Новый Завет никак не отменяет Старый, но исполняет его). Апостольское служение передаётся в Церкви и по сей день посредством Епископата. Епископ — преемник Апостола и нет Церкви без епископа. Священник, в свою очередь, является преемником, представителем епископа в конкретном приходе, имеющий полномочия служить в Алтаре и предстоять от имени и в лице всего народа в Святом Святых, то есть пред Чашей Завета. Без преемства помазания и молитвы верующих Алтарь — это просто стол (даже с паучками под красивым Антиминцем), а Кровь Христа — вино из бутылки, купленной в ближайшем магазине. Священнодействие совершается исторической преемственностью Апостольского служения и текущими молитвами Христиан.

Наряду с тем, что все мы в лице Церкви являемся священниками для этого мира, просящими и молящимися в присутствии Божьем за всех, само тело Церкви нуждается в устройстве и порядке. По замыслу Божьему организационно-хозяйственную роль должны выполнять диаконы и диакониссы, в то время как священник, являясь пастырем, нёс бы в первую очередь душепопечительскую миссию: «Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6.2-4).

Продолжение следует…