В церковнославянском языке слова «искушение» и «испытание» взаимозаменяемы. В современном русском языке и языке Синодального перевода русскоязычной Библии это два совершенно разных слова, разных до противоположности. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает»: потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Иак. 1.13-15.
Вроде бы полностью подходит под историю с Авраамом, ведь дело чуть было не закончилось смертью. Нам трудно представить как жили люди до нас. Патриарх находился в обстановке чёрного язычества, где приносились в жертву люди, в частности- первородный сын. Его могли замуровать в угол строящегося дома для того, чтобы получить благословение и одобрение богов. Никакого благословения они не получали, но тупо продолжали в это верить. Как и мы современные. Мы регулярно приносим в жертву своих детей работе, обстоятельствам, другим людям и самим себе. Язычники, как и все религии до Креста, точно так же улавливали эти круги по воде. Другое дело, что у них возникали сложности с интерпретацией- духовные истины воспринимались плотски.
Авраам мог счесть, что и в характере того Бога, над образом которого трудилась его душа- принимать такого рода жертвы. И тогда, по Апостолу Иакову, он выдал свои представления о воле Божьей за волю Божью, практически сотворив смерть.
На деле всё намного сложней, чем это говорится словами. Учитывая, что безграничный Бог заключил Себя в слове, Писание так ценно, что необходимо обращать внимание на каждое слово. В отрывке не сказано- принеси всесожжение Мне, но просто принеси всесожжение. Кому? Мы по-человечески слышим от Бога не совсем то, что Он говорит. В нас зачастую сталкиваются две правды- правда человеческая, как наше внутреннее устройство, собственный характер и представления о правильном и неправильном и правда Божья, как абсолют и совершенство. И Бог с нами очень терпелив и деликатен. И победа Его правды происходит в нас не путём силы, а путём осознания, что действительно лучше, как Он говорит.
Почему мы так тщательно рассматриваем эту историю? Потому что она многослойна, глубока и злободневна. И главный спотык на слове «искушал». В комментариях богословов она часто фигурирует как то, что Бог испытывал Авраама, его веру и преданность. Почти об этом же говорят и Апостолы. В послании Апостола Павла к Евреям читаем: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, потому и получил его в предзнаменование». Евр. 11. 17,19. Но то, как Павел использует слова, никоим образом не расходится с тем, что Авраам , принося страшную жертву, был в искушении и он что-то там думал. А точней, именно потому, что он думал, он и находился в искушении.
В одной из последующих статей мы рассмотрим более подробно тему искушения. Пока же речь идёт о разности испытания Божьего и искушения как чего-то злого, что не может исходить от Бога. Как правило, искушением владеет дьявол. Либо человек.
Живя по Новому завету, мы считаем себя застрахованными от таких испытаний. Ведь мы знаем заповеди- не убий и так далее. Нам и в голову не придёт исполнять некоторые повеления Господа буквально и своими руками. Однако, мы так же проходим их, но посредством обстоятельств- близкие люди попадают в опасность, болеют и мы испытываем страх за их жизнь и боимся их потерять.
Почему же в данном месте Писания Духом Святым, которым пишется Слово, использована фраза «Бог искушал Авраама»? На это есть несколько объяснений.
Первое: искушения приходят в нашу жизнь двумя путями- по собственной воле человека и по воле Божьей- то, о чём говорится- Бог попустил. Если человек беспечен и не одевается в соответствии с погодой, в результате чего заболевает- виноват не вирус, а человек. Несмотря на то, что болезнетворный фактор- вирус. Болезнь- это искушение, но Бог здесь совсем ни при чём. Не надо в этом случае считать, что Бог попустил болезнь. Вы впали в искушение по собственной неразумности, а значит по своей воле. В тех случаях, когда искушение приходит в жизнь человека по попущению Божьему, можно говорить об искушении Божьем. Но только если человек полностью доверился воле Господа, как Иов: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Иов 2.10. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить…?» Матф. 20.22. Никакому человеку это недоступно, поэтому и наложены на нас ограничения Апостольского послания Иакова- никто не говори, что Бог меня искушает.
Таким образом, раз в истории с Авраамом использована формула- Бог искушает, значит искушение происходило с попущения Божьего.
Второе: в рассуждениях богословов мы встречаем аналогию жертвы Отца небесного Своего Сына Иисуса Христа и жертвы Авраама. Авраам предвосхитил жертвенный подвиг Бога. И с этой стороны, «…кто противостанет воле Его…» Рим. 9.19, когда он призывает к пророческим действиям и ты качнулся на этой волне? Итак, Авраам исполнил волю Божью, в чём же искушение? Как может быть плохое в хорошем? В том, что человек даже на секундочку может считать себя способным поступать как Бог.
Мы неизменно стремимся уподобиться Христу, учимся поступать, как Он. И при этом должны хорошо осознавать, что полное уподобление произойдёт в другой реальности с разрушением нашей малодушной и немощной плоти. Никто не может надеяться, что каждый раз, как только он открыл рот, Бог говорит через него или когда он встал на молитву, Дух Святой молится в нём. Несмотря на то, что мы получаем свидетельства от людей- Сам Бог мне тебя послал, Бог через тебя открыл и так далее, мы никогда не знаем этого момента. При всей пророческой правоте Авраама, было бы искушением (то есть неправдой) думать, что я могу, как Бог. А исполнить повеление Господа быть такими, как Он, мы можем только силой Божьей, отодвигая себя, свои рассуждения и убеждения.
Продолжение следует…