Авраамово искушение. Часть III.

Бог испытывал Авраама через искушение, а патриарх постигал откровение Любви. Возьми сына твоего, которого ты любишь и принеси в жертву… Это формула любви. Акцент стоит на словах «любишь» и «принеси в жертву». Так случилось, что любовь отдаёт , и отдаёт самое дорогое и самых любимых.

Это мы увидим в жизни ещё одного патриарха (основоположника- Бог Авраама, Исаака, Иакова)- Иакова. У него было 12 сыновей, но только один оказался любимым- Иосиф. Любовь нелицеприятна для корысти, но она всегда пристрастна. И ничего не поделаешь- разных детей мы любим по-разному. То, что Бог любит нас одинаково, имеется в виду, что каждый из нас для Него дорог и невзаимозаменяем. Но Его любовь в приложении к разным людям и выглядит по-разному. Удивляет, что в то время, как любовь человеческая ревнует всех ко всем и соперничает, любовь Божья, тот высший эквивалент любви, даже когда мы её испытываем, говорит любимому- твой друг- мой друг.

Иаков потерял Иосифа. Как и в наших жизнях не по своей воле, но силой обстоятельств и злой волей других людей (Быт. 37 гл.). Ведь даже не имея трагических событий, нам предстоит отпустить повзрослевших детей- дочек отдать замуж, сыновей предоставить самим себе и Господу. А кто не готов это сделать добровольно, жизнь всё равно реализует нашу любовь, независимо от наших желаний.

Иаков потерял Иосифа трагически. Он считал его погибшим и расстался с ним, казалось, навсегда. Мы всё знаем про себя; зачастую нам не хватает мужества назвать вещи своими именами, но мы предчувствуем события своей жизни, испытывая то немотивированный страх, то сверхъестественную радость. Может быть и обратная логика- мы больше любим тех детей, которых, не зная наперёд, нам предстоит утратить. Это всё гадание, не надо угадывать свою судьбу, бояться любить и просто жить. И сердце не надо экономить- любить всей силой, как только Бог может дать.

Так любил и Иаков. Томас Манн в своей книге-тетралогии «Иосиф и его братья» художественным образом приводит многоразличные размышления о давно ушедших людях. Он наделяет их мыслями и чувствами, они предстают, как живые. (Хотя почему- как? У Бога все живы). И вот, Иаков, сидя на краю колодца и беседуя со своим любимым сыном, вдруг чётко представляет, что он не Иаков, а Авраам; и Иосиф- не Иосиф, а Исаак. Все эти образы молниеносно проносятся у него в голове и страшно то, что он говорит- вот мы идём с тобой, день-второй- третий, вот я собираю хворост, ты удивляешься- где же агнец для всесожжения? Я отвечаю- Бог усмотрит агнца, связываю тебя и кладу поверх дров; ты с ужасом смотришь на меня, а я заношу над тобой нож… И я не смог. «Авраамовым испытанием испытывал я себя сам, и душа моя не выдержала этого испытания».

Мы считаем всё написанное в Библии событиями прошлого. Наша линейная человеческая логика не позволяет нам воспринимать описанное вне времени. А это происходит здесь, сейчас и с нами! И это мы своими собственными грехами убиваем Сына Божьего и делим Его ризы. И только живо ставя себя на место всех этих людей, мы осознаём свою катастрофическую неспособность и поражаемся их способности. Мы не понимаем их, и это непонимание защищает нас от безумия.

Через величайшее искушение проводил Авраама Господь. Считается, что тот Ангел, который удержал руку Авраама- это Сам Иисус Христос. Слушая Его голос, ты никогда не ошибёшься, но даже если бы и ошибся, Он удержит тебя!

Не надо пытаться представлять, какой Бог на самом деле- это слишком непостижимо и страшно для нас. Через Иисуса Христа Он- Отец- заботливый, чуткий и любящий. На этом и стойте.

Иаков в своих мыслях не прошёл чужого испытания, ему предстоит принять своё. Сможем ли мы так оценить Господа, чтобы исполнить главную заповедь: «Слушай, Израиль: Господь, бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими»? Втор. 6.4-5. А «…кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…» Матф. 10.37. Чтобы не пришлось однажды сказать: «И был у меня сын, и не было Господа»…(Томас Манн «Иосиф и его братья»)