Истины Божии таковы, что как бы человек ни старался расширить сознание, их невозможно вместить. В этом один из множества положительных моментов соборности Церкви, единства многих людей, объединённых одним стремлением- познать Господа. Самое замечательное откровение любого автора не будет законченной картиной мира. Оно может быть поворотным, революционным, значительным, но только на определённом этапе. Как первая улыбка ребёнка, первое слово, первый шаг. Важные события, которые делают нас счастливыми, но счастье- непрерывный процесс и за одним событием следуют другие.
В своих статьях мы стараемся пробудить интерес и дерзновение задаваться различными вопросами. Считается, что дети в определённом возрасте являются «почемучками». На деле здоровое и живое сознание в течение всей жизни ставит вопросы и ищет пути получения ответов. В этом ещё один смысл нас, как детей Божьих. В своей интеллектуальной пытливости мы никогда не взрослеем.
Сегодня начнём разговор по, возможно, самому сложному месту Писания- принесение Авраамом в жертву своего сына Исаака. Мы помним, что Авраам был необычным человеком по одному единственному признаку- он верил Богу. Во время, когда мы рождаемся в Православной стране, в верующих семьях и по умолчанию- верующие, вдруг оказывается, что никакие мы не верующие, а кто в сад, кто в огород. Авраам же, не имея ни одной строчки Писания, ни одной духовной формулы, смог зачать и родить её в себе точно так же, как мы рождаемся в вере сегодня.
Крест Христов находится в центре человеческой истории, а от него, как круги по воде, расходятся волны истины- не только в будущее, но и в прошлое. Нас удивляет, как древляне могли улавливать правду Божию, не имея ни наставлений, ни символа веры, обозначенных словами. Точно так же, как и люди после Креста. В определённый момент времени мы просто знаем, что Иисус- Бог. И мы продолжаем поиск Бога. Иисус- путь (Иоан. 14.6), а не цель эфемерного будущего. И смысл нашего Христианства, как и жизни вообще- в этом пути.
Авраам мучительно искал Бога, нащупывал Его характер.
«И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Быт. 22.2. Авраам сделал всё, как ему было сказано (Быт. 22.3-9). «И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня». Быт. 22.10-12.
Страшное место и, честно говоря, лучше, если бы его не было. Но, что написано пером, не вырубишь топором, и нам приходится только ужасаться и рассуждать.
Первое- Бог страшен. Страшен Своей неизвестностью и Своим всемогуществом. Он может сделать со мной всё, что угодно- провести через огонь, кинуть львам, поставить на колени или призвать принести в жертву самых любимых. Но тот ли это Бог, которому можно доверять? Перед тем ли Богом мы склоняемся и приносим Ему жертвы? Тот ли это Бог, который в любви и любовью сотворил всё живое и по сей день сдувает со Своего творения пылинки и не может на него надышаться? Как мы представляем себе Творца?
Это всё постигал Авраам. Через страшное искушение он пришёл к откровению о Христе. Конечно, он не мог Его так называть, Крест случится намного позже, через 2000 лет. Но он понял о Боге главное, то, что мы понимаем сегодня- Бог открылся человеку в Иисусе Христе- Боге и Человеке. Он ограничил Себя, с одной стороны- до Сына, с другой- до Отца. Со времени сотворения всего живого Он ограничил Своё всемогущество и не может сделать творению ничего, чего бы не сделал Иисус и Его Отец. Бог такой, каким Он себя открывает во Христе. В Человеке и в Слове. Он не может преступить Своего слова и плоти человеческой.
Напоминайте это себе каждый раз, когда будете испытывать космический страх и ужас перед Ним. Каким является Бог в своей полноте мы будем постигать вечность, ту бесконечность жизни в составе тела со Христом во главе. Пока же мы часть творения, Бог для нас- Господь и нам открыта космическая глубина Его любви, Отчей и Сыновней. «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» Луки 11.11.
Продолжение следует…