Крещение младенцев. Продолжение

Так выглядит и традиция крещения детей: Православие исполняет повеление Нового завета через опыт Ветхого. В Израиле существовал ряд обрядов посвящения людей Богу; они касались как взрослых так и новорожденных. Так Евангелие описывает как младенца Иисуса Его родители принесли в Храм на восьмой день от рождения. Совершался обряд «обрезания» с принесением жертвы.

Этот древний порядок установил Сам Господь, заповедав его Аврааму: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя; да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Быт. 17.10-11.

Кроме того закон фиксирует слова Господа Бога: «все первенцы мужского пола в Израиле — Мои…» Чис. 8.17. Это то заклятое, что принадлежит Богу и они должны быть не только обрезаны, но и выкуплены у Него с принесением заместительной жертвы. Так в выкуп за маленького Иисуса родители Его, будучи небогаты, принесли две горлицы (Луки 2.24)

Образ обрезания — настолько мощный образ, что приводится в Новом завете в качестве обрезания сердца духовного: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве…» Рим. 2.28-29.

Но даже и это понимание не является новшеством Нового учения. О том, что Бог вложил в принцип обрезания именно такой смысл неоднократно говорит и Ветхий завет: «Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего, и не будьте впредь жестоковыйны». Втор. 10.16.

Однако быстро сказка сказывается да не быстро дело делается и то, что мы читаем, перелистнув страничку, история строит долгое время, сменяя поколения. За время жизни народа Израиля в Египте (а это порядка 400 лет) были утрачены все традиции. В условиях геноцида мужского населения евреев было не до обрезания. Так, Моисей не был обрезан вплоть до его личной встречи с Богом.

Удивительно, но воскрешён это знак был женой Моисея, которая являлась дочерью Мадиамского священника. Что это был за куль? Каких богов? Как она сообразила таким образом поступить? Эти вопросы пока не имеют окончательных ответов — историки, археологи и Божье откровение нам в помощь! Это удивительная история, размышления о которой заслуживают не то что отдельной статьи, а целой книги.

«И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет; ибо умерли все искавшие души твоей. И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею: когда пойдёшь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона. А Я ожесточу сердце его /смотрите нашу статью «Сосуд гнева»/, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой. Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию». Исх. 4.19-26. (Курсив наш).

Именно в обновлённой через Моисея версии завета обрезания, Господь и говорит уже во Второзаконии об обрезании сердца.

Почему мы так подробно говорим об этом и какое отношение всё это имеет к нашей теме? Самое прямое! По мере духовного и интеллектуального созревания человечества раскрывается и откровение Божьего промысла и новозаветное крещение органическим образом вырастает из ветхозаветного посвящения детей и взрослых Господу и их обрезания.

С этим никто и не спорит, вопрос в другом. Сам чин Крещения рассчитан на возможность самостоятельных и осознанных решений и действий. Ни то ни другое младенец делать не может. За него эту функцию выполняют не то, что родители, а в принципе посторонние люди — крёстные. Вопрос первый: почему не родители? На ком больше, чем на них лежит ответственность за воспитание чада? Более того, Писание прямым текстом констатирует, что дети не только верующих родителей, а даже одного верующего родителя, освящаются и по смыслу не нуждаются в дополнительных обрядах: «Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». 1-Кор. 7.14.

Вопрос второй: каким образом кто-то может поручиться за кого-то? Предостережения со стороны Библии в этом вопросе однозначны: «Сын мой! Ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст своих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова». Пр. 6.1-5.

Если бы крёстные были наставлены в Слове и имели страх Божий, желающих на эту роль не нашлось бы, ведь новозаветное Крещение, хотя и рождается из ветхозаветной традиции, имеет абсолютно иной смысл и иную ответственность. Как же совместить то и это и выполнить завет с Богом во всей полноте? Так как это происходит в Протестантстве: обряд посвящения и благословения малыша — это одно, а крещения — это другое. По духу и букве закона это и честнее и правильнее.

Но исправление заблуждений — трудный и неспешный путь. С пониманием этого крёстным необходимо начать с покаяния о поспешных обещаниях, данных Богу, о небрежении в воспитании духовных детей и молитве за них. Но чтобы совсем не отчаяться необходимо привести разъяснения по поводу поручительства веры, данные Александром Щмеманом в книге «Водой и духом»: неправильно считать, что крещение младенца совершается по вере крёстных. Всегда имеется в виду вера Христова, вера Божья.

Не по нашей, а по этой вере совершается всё в Церкви. Человеку недостаточно иметь веру, «Имейте веру Божию», призывает Апостол Марк (Марк. 11.23).