Крещение младенцев.

Иисус Христос, Бог воплотившийся, является Богочеловеком со всеми присущими природе Божьей и природе человеческой свойствами. Церковь Христова совершенно по образу и подобию Его также представляет собой Богочеловеческий организм, являясь одновременно и отдельной личностью (образованной различающим Духом Святым), так и неотделимой от Христа единой плотью.

По поводу отдельной личности Церкви много вопросов и соблазнов. Например, протоиерей Александр Шмеман в книге «Богословие и богослужение» категорически отрицает, ссылаясь на авторитет Православного учения, отдельную от Христа личностность Его невесты, и небезосновательно. Дело в том, что в начале XX века среди русских богословов начало формироваться представление о Церкви как четвёртой личности Троицы (Флоровский). Это проистекает из логики различения Церкви и Христа. Но дело-то в том, что Православная церковь никогда не смешивала Церковь и Христа, оставляя за каждым определённую автономию. Определённую — это какую? В сновании которой любовь, и где каждый, являясь самим собой, не может жить без другого, словно это органическая часть тебя. Вот это «словно» в Богочеловеческом составе Христа, где Церковь образует Его тело, исчезает: они буквально одно.

Нам так же трудно представить отдельную личность Церкви как и единство (реальное) плоти мужа и жены. Может это краткие минуты. Нам так же трудно представить реальное (!) человечество Бога как и своё реальное (!) божество. Но констатировать, что Церковь имеет свою личность только во Христе (что безусловно так) то же самое, что утверждать, что человек — личность только в подобии Бога (что также верно). Но при этом сама личность человека, как автономного существа, как-то исчезает. Вот такой парадокс. Но парадокс этот только в сознании человеческом. Во Христе всё разрешается тем же путём: неслиянно — нераздельно.

Глядя на пёструю жизнь Церкви в проявлении поместных церквей, хочешь-не хочешь, а приходишь к выводу, что Она — отдельная и свободная личность. Со своим пониманием Бога, характером, вкусом и порядками. Служителя Церкви непременно ставят акцент на необходимости брать это во внимание: не по всему, что происходит с Церковью и в церкви, можно судить о Боге. Слишком много ещё в Ней просто человеческого. Или просто недораскрытого и недоработанного.

Например, такой сложный вопрос: крещение младенцев. Взгляд на него в старших (если смотреть хронологически) церквях — Православной и Католической и Протестантских церквях диаметрально противоположен. Одни совершают крещение малышей, опираясь на повеление Иисуса: «…не препятствуйте детям приходить ко Мне» Матф. 19.14 (мы уже рассуждали об этом в статье «Во сколько лет приводить детей в церковь?»). Другие оставляют принятие решения по этому вопросу на свободную волю самого человека, ссылаясь на то же Писание: «…кто будет веровать и креститься…» Марка 16.16.

В одной из своих проповедей иерей Сергий Силичев сказал, что Православная церковь уникальным образом присоединяет к себе, вбирает в себя традиции, которые ранее никогда в ней не практиковались. При этом, ни от чего не отказываясь. Речь шла об исповеди. По Шмеману: если в первых веках исповедь совершалась только тяжко согрешившими и отпавшим для воссоединения с Богом, то сейчас она приобретает черты юридического акта: раскаяние-прощение-оправдание (в католичестве); психологической помощи и коррекции через озвучивание проблем и наставничество со стороны духовника (в протестанстве); и то и другое (и многое другое) — в православии.

Правда в том, что никто не знает, какой исповедь должна быть по мнению Бога. Вероятней всего, именно такой — весьма разнообразной и идти всегда от нужд и состояния души человека. Так что получается, Ортодоксия выбрала наиболее правильный путь. С одной оговоркой: не всё должно ложиться на священника. Хорошо бы общаться через Христа не только с батюшкой, но и с духовными друзьями, решая свои психологические состояния «признаваясь друг пред другом в проступках» Иак. 5.16, а исповедь совершая кратко и по существу, приходя за властью священника «разрешать и вязать». Проблема в том, что люди не имеют друзей в церкви. Это и понятно, ведь для этого надо жить жизнью общины.

Продолжение следует…