Сегодня мы начнём разбор такой простой, на первый взгляд, но по сути- очень сложной темы. Не секрет, что дьявол сеет раздор между братьями в самом важном. Много межконфессионального непонимания и преткновений и в этом вопросе. В наших статьях мы говорим как о привычных представлениях, так и о новом взгляде на слово Божье. На Слово и будем опираться в своих рассуждениях.
Начнём со слов самого Иисуса Христа: «…Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» Деян.1.5. Господь вводит два крещения- водой и Духом. Об этом же говорит и Иоанн Предтеча: «…я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём.» Луки 3.16. Пророк говорит ещё и о крещении огнём. Здесь непонятно, крещение огнём относится к крещению Духом Святым или это самостоятельное испытание. Мы стараемся об этом вообще не думать- очень страшно звучит. Пока будем воспринимать огонь как огонь Духа Святого, тем более, что это библейский образ: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…» Деян.2.3-4.
В Православной традиции крещения и в церквях Баптистов-Евангелистов, а также в Католической церкви предполагается, что человек, уверовав, принимает и водное и Духовное крещение. Во время таинства он отрекается от грехов и дел дьявола, добровольно передаёт себя в собственность Богу, рождается свыше, как новое творение во Христе Иисусе и принимает силу Духа Святого для свидетельства другим людям о Христе и для святой жизни. Дымится мозг? Вы и не осознавали, что обещали? Не пугайтесь, часто новообращённые Христиане переживают крещение только в видимой стороне, это и есть водное, Иоанново крещение. Бог не творит насилия над личностью. Не осознавал, говорил без веры- значит не работает. На деле всё перечисленное реализуется только в случае стечения многих обстоятельств. Обстоятельств внутренней жизни человека и тщательной катехизации (подготовки). Но в любом случае, человек должен быть наставлен в слове Божьем и иметь начатки общения с Богом (в молитве) к моменту водного крещения.
К слову сказать, крещение- βάπτισμα (греч.баптизма)- «погружение в воду». И все, кто принимает крещение- баптисты, даже православные и католики. И Христос был одним из баптистов, так как принял крещение. Это в нашем русском могучем «крест» в виде орудия распятия и «крещение» схожи, а в греческом или еврейском, это два совершенно разных, не связанных по смыслу, слова. Тем лучше для нас.
Какие же внутренние обстоятельства приводят людей к Духовному крещению, к рождению свыше? Осознание полного своего бессилия, неприятие себя со всеми своими ошибками, непонимание и одиночество, сильное желание освободиться от зависимостей, невозможность так жить дальше плюс надежда на способность Бога всё изменить. Если именно в таком состоянии человек принимает крещение, у него есть возможность веры для принятия и Духа Святого. Дух Святой входит словом Божьим после искреннего покаяния. Бог раздаёт Дух Святой по Своей воле (Евр.2.4), но не у всех есть вера, чтобы принять его. «…приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой.» Деян.19.2. От Бога мы всё принимаем верой, вера же «от слышания, а слышание от слова Божия.» Рим.10.17. Если человек к моменту крещения понятия не имеет, что Дух Святой может войти в сердце человека, то откуда у него появится вера для принятия Духа?
Люди, пережившие рождение свыше, иногда свидетельствуют, что это происходило дома и они в это время были одни. Здесь стоит серьёзно разобраться- принятие семени Духа Святого, рождение свыше и крещение Духом Святым- это одно и то же или всё-таки это разные понятия?
Снова пример из биологии. Сам Иисус часто обращался за иллюстрациями к Своим притчам к природе. Мы поступим так же. Близость мужа и жены в любви, семя мужа внутри жены, зачатие, рождение ребёнка через 9 месяцев. В природе не бывает одновременной близости, зачатия и рождения. На всё надо время, это только в кино- монтаж.
По-видимому, так же и с Духом Святым. Осознание человеком любви Божьей, принятие этой любви и взаимное желание( близость мужа и жены). Следствием близости Божьей для человека всегда является обличение, ненависть к греху и покаяние с непременным стремлением измениться. Появляется нежелание жить для себя, но только для Господа. Кто любит, легко поймёт, о чём речь-ты исполнена одной необходимостью- выполнять желание любимого.
Принятие семени Духа Святого. Вера, действующая любовью. В человеке столько любви к Богу, что она перерастает в веру для принятия семени Духа. Но зачатие не происходит сразу. Семя мужа жизнеспособно до 9 суток, причём организм женщины сам создаёт условия для этой жизнеспособности. Семя Духа Святого помещается в дух человека. Это идеальное и уникальное место для «ожидания» семени и может там находиться в таком виде хоть до второго пришествия Иисуса Христа. Многие Христиане действительно приняли Духа Святого. Но веры, любви и посвящения хватило только на акт любви. Зачатия не последовало, новый человек не родился, плодов духа нет.
При растущем стремлении к Богу, продолжающемся поиске любви и истины, происходит зачатие. Но это в тайне. Качество жизни может даже ухудшиться(токсикоз), а в событиях жизненных либо тотальные неудачи, либо глубина нравственного падения. Это также опасное время, ведь женщина может выкинуть. И если даже в полном нравственном падении человек продолжает верить в любовь ( а это единственная пища, которая нужна развивающемуся духовному человеку), происходит гармоничное развитие и рождение нового человека в срок (не через 9 месяцев, здесь для каждого свои сроки). Это рождение свыше. Внутри смертного человека родилось единокровное (по крови Христа) дитя Божье и человек стал новым творением во Христе Иисусе. Никто не может сказать человеку, что он родился свыше. Это знает только он сам и Господь Бог. «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» Иоан.3.5.
Теперь нужно питать этого нового человека, созданного по Богу, «чистым словесным молоком» 1-Петра 2.2, содержать в чистоте и без сквозняков. Чистота и сквозняки- наш образ мыслей и поступки. Наилучшие условия для таких новорожденных- в церкви. Пока он не окрепнет и сам сможет идти туда, куда Господь направит.
А дальше- крещение Духом Святым. Иисус говорит: «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями…даже до края земли.»Деян.1.8. Это было так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.» Деян.2.1-4. Писание говорит об исполнении Духом и о неких иных языках. Причём, это могут быть языки человеческие и ангельские. Множество верующих в Евангельских церквях убеждены, что заговорив на ином языке, они получили крещение Духом Святым. И якобы только такое знамение показывает Духовное крещение. Но Слово развенчивает такое представление: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я- медь звенящая…» 1-Кор.13.1. Также в Писании обозначено, что не все имеют одинаковые дарования от Господа, в том числе иные языки (1-Кор.12.30). Причём, говорение на иных языках-это дар, который может сопровождать начало крещения Духом, может нет, может просто проявляться самостоятельно, без крещения.
Мы не случайно использовали формулировку «начало крещения». Само слово « крещение» звучит как продолженное действие, предполагая длительность и последовательность совершения. Омытие водой во время обряда является образом смывания с нас грехов. Но мы нечаянно согрешаем, пачкая ноги, ходим по грязи мира сего. И покаянием смываем эту грязь. Снова Иисус говорит ученикам, используя образ воды: «…омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь…» Иоан.13.10. После водного крещения мы чисты от грехов, но ноги-то мы моем и впредь; это и является продолженным действием, совершением нашего крещения. Да, мы однажды приняли решение, чтобы отвернуться от греха и повернуться к Богу, но мы ежедневно обновляем и делаем всё более твёрдым это решение. Точно так и с крещением Духа. Это процесс, синоним спасения, длиною в жизнь.
Какое же проявление, что человек крещается Духом Святым? «…но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями…»Деян.1.8. Свидетелями! Вы примете силу для свидетельства Христова. Свидетельства словом и делом. Не одним словом и не одним делом, но и тем и другим. И это единственный признак крещения Духом. Это совершённое крещение. И возможно оно только при исполнении (наполнении изнутри) Духом Святым.