Одна из самых болезненных тем для человека доброго и совестливого- тема благотворительности. Христианство за две тысячи лет порядком избаловало человечество. Нам таки ставят в обязанность быть прощающими и благодетельными. Попробуем разобраться, что об этом говорит Писание и как Господь может относиться к этому непростому вопросу.
Как и по всем пунктам нашей жизни, слово Божье напомнит нам о необходимости исполнения заповедей. Их две: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…» Матф.22.37-39.
Смысл нашей жизни- в поиске, сближении и выстраивании отношений с Отцом Небесным. Все остальные устремления являются «программами минимум» по пути к самой главной цели- налаживанию отношений с Богом путём построения внутри себя Царства Божия через Иисуса Христа. Ни борьба с грехом, ни правильность поступков, ни стремление к совершенству не являются целями Христианства. Цель Христианства- Христос. Наши благие намерения не приближают нас к этой цели сами по себе. Они являются вспомогательными орудиями, как плуг для пахаря, чтобы вскопать целину каменных сердец, подготовить человека к встрече со Христом. Это нужно, в первую очередь, самому человеку. А вот добрые побуждения как следствие близости человека и Бога, уже имеют вес перед Господом. Только в таком случае человек и не обратит внимание на своё благодеяние- он расценит свой поступок как естественный.
Господь оперирует точно такой логикой- Он строит отношения с каждым человеком индивидуально и не имеет нужды, «чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.» Иоан.2.25. Бог строит с нами отношения не исходя из того, каковы мы для других людей, но это только между Им и тобой. Мы часто воспринимаем Господа превратно, например- Его суд. Мы говорим- Бог- судья, когда желаем наказания для своих обидчиков, подразумевая, что Бог рассудит между людьми. Но Иисус говорит: «кто поставил Меня судить или делить вас?» Луки 12.14. Суд Божий- между Ним и каждым человеком, а не для выяснения, кто из людей прав, кто виноват- происходит и это, но вторично и попутно, потому что «все хороши». Мы самостоятельно строим отношения с людьми, самим нам и распутывать узлы. Господь нам в этом помощник, как и во всём, подавая участникам спора (если кто попросит) мудрость и смирение.
На первый взгляд может показаться, что мы отошли от заявленной темы. На самом деле мы договариваемся о терминах. Понятие благотворительности не сводится к копеечной милостыне. Способность творить настоящее благо появляется в человеке только как результат близости с Господом- как Луна «светит» отражённым светом Солнца. Видимое выражение такого блага проявляется не столько в щедрости, сколько в отсутствии жадности. Щедрость и отсутствие жадности- понятия- синонимы. Но есть отличия. Щедрость- явление эпизодическое, невозможно каждую минуту быть готовым к жертвенности. Быть щедрым можно и под влиянием эмоций. В то время, как отсутствие жадности- просто качество, постоянно присущее какому-то человеку. В нём просто нет жадности- эмоции или чьё-то влияние ни при чём.
Насчёт ожидания нашей благотворительности «Христа ради» со стороны людей- никто не имеет права требовать её от нас. Есть единственное условие угодного Богу даяния- «…доброхотно дающего любит Бог.» 2-Кор.9.7. Там же мы читаем обязательные предпосылки для такого даяния: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением…» 2-Кор.9.7. Незачем искать для себя оправдания ни в словах канонических писаний, ни в святоотеческих высказываниях. Иисус ничего не говорил о том, что милостыня должна запотеть в руке. Зачем нам такой «рассудительный» Отец- помочь или не помочь ребёнку, попавшему в беду? Он без рассуждений бросается на помощь. Нам необходима рассудительность по немощной человеческой природе- чтобы не пожалеть о сделанном добре и не передумать. Любовь Господа без начала, без конца и без условий. И единственное, что способно вместить её во всей полноте- сердце человеческое. Рассудительность- важное подспорье, но окончательное решение- в вашем сердце, только оно знает, кто тот ближний для исполнения второй заповеди. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» (Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц.»).
Особенное место занимают в нашей жизни люди, с которыми мы связаны узами любви. Любовь к нам (со стороны и людей и Бога) ставит нас в положение должника. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви…» Рим.13.8. Исходя из данного Слова понятно, что этот долг неоплатный, его погасить невозможно, потому что «любовь никогда не перестаёт…» 1-Кор.13.8. Мы всегда будем должны нашим детям за их детскую безусловную любовь к нам. Запомните, не они нам, а мы им! И мы всегда будем должны нашим родителям, опять же- не они нам, а мы им. В то же время истинная любовь не взыскивает долга, несмотря на все свои права оплаты.
Вышеизложенный принцип лежит и в основе любой присяги, будь то военная присяга, присяга врача или президента. По Божьей логике понятие долга может формироваться только из любви. Воин, врач или руководитель страны имеет право мотивироваться исключительно пользой для вверенных ему подопечных. Многим кажется, что им недодали любви. Но любовь всегда порождает чувство долга, вы готовы к этому- получать избыток любви и быть должником для всех?
Любовь можно оплатить только любовью. Внимание к нуждам и уважение, а не желание откупиться. При этом каждый имеет право быть самим собой. А чтобы получалось всё хорошо и правильно, а не каждый «тянул одеяло на себя», будем всё более и более выстраивать отношения с Господом, приближаться к Нему, чтобы отсвет Его любви и правды проявлялся в наших побуждениях и поступках.