Центральным стихом сегодняшнего рассуждения является место, вынесенное в название статьи: « От дней же Иоанна Крестителя доныне Царствие Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его…» Матф. 11.12.
Как понять этот стих? И каким образом мы штурмуем Небеса?
Первое, что необходимо помнить всегда- то, что в человеке сосуществуют две противоборствующие силы. Они, как лебедь, рак и щука тянут его в разные стороны, а точнее, как лебедь и щука, а сам человек не хочет делать ничего, и постоянно пятится назад, в привычное для него состояние. Трагизм состоит в том, что эти силы являются неотъемлемой частью структуры личности, и её существование невозможно без одной из них.
Таким образом, любое Слово мы применяем по- разному- в отношении к плоти и в отношении к духу (изучите внимательно тему «Сердце человека. Что такое голос сердца»). Плоть- это та часть человека, которая имеет наибольшую склонность к греху, грубая её часть. Дух, или то, что мы называем сердцем, сердцевиной, главной сущностью, создан Богом для собственного обитания в структуре человека, Его постоянного присутствия. Это лучшее, что есть в нас, та причина жизни и тот источник света, способный разогнать любую тьму. Если этот светильник покрыт слоем пыли или вообще погас за ненадобностью, с человеком беда: «…если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Матф. 6.23.
Процитированный в начале стих Евангелия имеет наибольшую точку приложения к нашей плоти. Плоть не является чем-то окончательно сформированным и чётко организованным. В ней самой заключены странные противоречия. С одной стороны, она не знает ни в чём меры, в частности, в удовольствиях, их всегда мало. Или в неприятных переживаниях, например, в ожидании- их всегда много. С другой стороны, она экономит силы на всём подряд- двигаться поменьше, думать попроще- готовыми клише, избегать настоящих и не зависящих от хозяина чувств. Вполне такой портрет современного обывателя, с точкой притяжения к дивану, жрущего фаст-фуд, пьющего пиво, жиреющего день ото дня и хохочущего перед телевизором над тупыми шутками. Страшно, что и женщины ведут себя так же. Стройные, со светлыми лицами, «со вкусом» одетые дамы- это уже такая редкость, что и за неделю одной не встретишь.
Слово призывает нас заняться воспитанием своей плоти. Так устроено, что она понимает только язык силы. Заставляя плоть трудиться на уровне тела (работать) или на уровне души (читать и размышлять), мы имеем возможность услышать, наконец, голос духа, «…ибо страдающий плотию перестаёт грешить.» 1-Петра 4.1. На этом принципе основаны ношения всякого рода вириг и цепей и другие истязания тела. Однако, всё это ненужные крайности. Если кто и принял на себя подобное, не наше дело его судить, он сделал это по личному откровению от Господа. Мы же не должны, как мартышки, повторять чужие подвиги. Бог даст вам своё. И мало не покажется. Достаточно- честно выполнять свои ежедневные обязанности по дому и по работе. А кому этих забот не хватает- реагировать на призыв Церкви к постам, как ограничениям плоти и дисциплине мыслей. Поверьте, пост- это очень трудно.
Итак, мы имеем все инструменты воздействия на негатив внутри себя.
Устройство духа совершенно противоположно. Он свободен и не терпит никакого насилия. Это было бы и невозможно- надавить на дух человека. Он ускользнёт, спрячется и никто не сможет воздействовать на него без доброй воли хозяина. Даже воздействия самого человека весьма ограничены. Если его жизнь неблагополучна в смысле поиска, дух, не получая необходимой пищи, впадает в анабиоз, чтобы дождаться подходящего момента. Единственно потребная для него пища- слово Божье.
В приложении к духу Захария пророчествовал: «…не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.» Зах. 4.6. Дух человеческий силён Духом Божьим. Не к нему прикладывается сила, а он сам источник любой силы. И в этом смысле первая приведённая цитата работает- Царство Небесное силою берётся… Силой Духа Святого, живущего в нас. Ибо «не силою крепок человек» 1-Цар. 2.9 и «сильных изгоняют не силою» Иов. 34.20. И «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.» Матф. 4.4.
Единственно возможное напряжение духа- «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею…» Марк. 12.30.
Но любить нельзя по приказу. Либо любишь, либо нет. Любовью ведает только Бог, это дар и о нём просят. Задача человека- смирить себя, признаться, что сам он по себе- животное (Еккл. 3.18) и без Бога не может ничего (Иоан. 15.15). Просите этого дара, только в любви счастье. Больше всего на свете желайте этого.
Писание указывает нам путь: «Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости, и наклонишь сердце твоё к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище; то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге.» Пр. 2.1-5.
Читайте Библию, любите это Слово жизни, ищите утешения только в нём. Только так голос Божий зазвучит в вас, а любовь заполнит каждый уголок вашего существования и наведёт в нём свой совершенный порядок.