В Господе нет неудобных тем. Христиане смеют размышлять и говорить о самых запрещённых среди людей вопросах. Потому, что Бог даёт нам видеть истину. Один из самых интимных и сложных вопросов- о смерти.
Изучая Писание, становится очевидным, что человек не сотворён для смерти. Он должен существовать как утверждение жизни. Но, оказывается, жизнь чревата, то есть беременна смертью. И мы постоянно в течение всей жизни получаем напоминание о своей смертности в виде болезней. Этого не было в плане Божьем при творении человека. Природа его исказилась при грехопадении, ослушании Господа. Случилось это потому, что человек не был доволен собой и своей судьбой. Его ввёл в сомнение змей, который первый оказался в недовольных. Трудно сказать, в какой именно период творения появилось это недовольство, но похоже, что во время сотворения человека. До этого змей, возможно, был самым прекрасным творением Господа, и тут появляется новый любимчик, да ещё какой! Видите ли сотворённый по образу Божию! Ангельский мир с замиранием сердца следит за каждым шагом и словом этого создания, а дьявол обиделся на Бога. Здесь специально используются такие слова, описывающие их чувства. Так будет понятно, кому мы уподобляемся, когда испытываем подобные состояния- обида, недовольство собой как творением и недовольство своей судьбой. И что именно через такое переживание в начале времён вошла смерть в мир. Так устроено это бытие Святым и непричастным злу Богом, что грех рождает смерть. Смерть не существует сама по себе, но проистекает из греха. «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её.» Матф.16.18. Сколько фантазий в мире по поводу этих врат! А совершенно очевидно, что врата ада- грех. «…как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть…» Рим.5.12. И в ад можно попасть только через грех. Но ад не сотворён для пребывания в нём человека. Это место содержания падших ангелов, им там по силам, но не человеку. Там совершенно нечеловеческие условия. Ад, как и смерть, противоестественны для людей.
Бог Святой и непричастный злу. Что такое зло? В Википедии даётся странное определение зла и вообще никакие словари человеческих языков не копают так глубоко, как Писание. Если Бог- источник всякого добра, то зло- всё то, что противоположно Богу, всё, что противится Ему и неприятно Ему. И природа человека после грехопадения стала зла. Это не то, что он постоянно шипит злобой, а то, что по своей воле человек всегда противится Господу, ему нравится грешить.
Слава Господу нашему Иисусу Христу, что, пройдя через смерть и воскреснув, Он отобрал у сатаны ключи ада и смерти. « Смерть! Где твоё жало? ад! Где твоя победа?» 1-Кор.15.55. И теперь более бессмысленно, чем когда-либо, «задабривать» жертвами дьявола. Есть Один, в руках Которого жизнь и смерть.
И тем не менее в судьбе человека смерть никто не отменял. Мы по рождению наследуем от первых людей грех противления Богу. Все известные нам грехи проистекают из этого одного, и даже исполнив все заповеди, мы не избавимся от корня греха. Родители знают, как тяжело воспитывается в ребёнке смирение. Мы заражены грехом, как болезнью, и он нас приведёт к смерти. Зачем отгораживаться от правды и делать вид, что об этом можно не думать? В жизни нужно готовиться ко всему. Планируем же мы, как проведём отпуск. Почему бы не подумать о самом важном дне. «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти- дня рождения.» Еккл.7.1. Смерть- это конец одного и начало другого, лучшего. «…если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода.» Иоан.12.24.
Добро и зло не уравновешены в мироздании, как нам думается и смерти не столько же, сколько жизни. Тут вообще не идёт речи о равновесии. Равновесие- это когда Бог всё во всём, ибо «…поглощена смерть победою.» 1-Кор.15.54. Зло- это только топливо для выплавки добра, зло выгорит, а добро в виде драгоценного золота останется.
Иногда Христиане впадают в крайность- якобы земной жизнью можно пренебречь, а живут ожиданием смерти и желанием водвориться в лучшей жизни, они ждут и провозглашают смерть. Это не по Христу. Ведь Господь наш «…путь и истина и жизнь…» Иоан.14.6. Смерти мы не избежим, и прививки смерти в виде болезней и распинания плоти для научения терпению. А вот научиться любить жизнь можно только во время земной жизни.
Почему невозможно избежать смерти? Ведь Иисус умер за нас и вместо нас. Потому, что будь мы на 100% подчинены воле Божьей, умирать не было бы необходимости. Но так как всегда остаётся слышим голос своего «я», хоть на полпроцента, как следствие- участь смертного. А в нас гордыни уж побольше, чем полпроцента.
Сам Иисус и Апостолы использовали образ смерти для понимания процесса нашего перерождения. « Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.» 2-Кор.4.16. « Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное.» 1-Кор.15.42-44. Без отмирания всего, что неприятно Господу в нас, мы не переживём воскресение и не получим прославленные тела, имеющие сверхъестественные способности и не подверженные болезням. Люди всегда знали, чувствовали нечто подобное. Легенда о птице- Феникс или о Данко. И только во Христе мы получаем буквальное исполнение такой мечты. «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.» Кол.3.3.
Итог такой- не думай много о смерти тела, она придёт в свой час. Мы молимся, чтобы она была безболезненною и непостыдною. А в этой жизни- умертвил неугодную Господу часть плоти, хлестнул её обличением и живи в Боге, принося добрые плоды. « Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни.» Рим.6.3-4.