Поговорим теперь о качестве, без которого далеко не уедешь в Царстве Небесном- о дерзновении. Обозначим и грех, паразитирующий на этом необходимом свойстве человека, находящегося в положении сына или дочери Божьей- дерзости.
В обиходе мы используем слово «дерзость», вкладывая в него нехороший смысл. Синонимом его является наглость- когда человек претендует на то, что ему не принадлежит и не подобает. Это правильное представление. Но оно же и мешает нам верно понять смысл «дерзновения». Они похожи, так как несут в себе понятие смелости. И они диаметрально противоположны, так как «дерзновение» имеет право на эту смелость, а «дерзость»- нет.
По формулировке Андрея Ткачёва: «дерзновение- оправданная смелость». Эта смелость имеет своей основой любовь как свободу, взаимопонимание и близость. Пример самого великого дерзновения- в отношениях детей к родителям. Ребёнок, дозваниваясь по телефону до мамы или папы, не станет деликатничать и останавливаться в намерениях. Он будет дозваниваться, будучи уверен в своём праве. Ему глубоко наплевать, что папа ведёт в это время важные переговоры, а у мамы руки в тесте (или наоборот). Он пребывает в уверенности, что родители имеют только одну ценность в жизни- его. Только проблемы, связанные с ним, для них по-настоящему важны. И он прав. Нам лишь кажется, что для нас важно что-то ещё. Но стоит малышу заболеть, как вся система ценностей выстраивается в чётко структурированный порядок, и на вершине его- жизнь и здоровье любимых людей, и в особенности- наших детей.
Слово Божье, говоря о дерзновении верующих к своему Богу ровно это и имеет в виду- «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное…» Матф. 18.3. Учитывая, что Господу не надо в поте лица зарабатывать на хлеб насущный и вся суета жизни ему не принадлежит, Он действительно нацелен только на одно- помогать решать наши проблемы, искать, спасать, исцелять. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». 1-Петра 5.7.
Но как осознать и почувствовать это право? «Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним». 1-Иоан. 3.21-22.
Католическая церковь вводит понятие «чистилища». Однако, существует только одно место, функционирующее по схожим принципам- Земля. Наша жизнь- это то чистилище и место предварительного следствия по нашим правонарушениям. Бывает, что подозреваемый проводит много времени в следственном изоляторе, а суд его оправдывает и отпускает на свободу. Но случается и обратное- следственное заключение становится пожизненным.
Такое следствие ведётся в духовной проекции постоянно. Мы уже предстоим перед судом Божьим и длится он всю жизнь. Роль судебного пристава играет сердце человека. Оно доносит до нас решение судьи и следит за его выполнением. Людям, прошедшим такой суд, не придётся приходить на Страшный окончательный суд- все его поступки и намерения выявлены в ходе предварительного следствия и все обвинения сняты ещё до суда.
Таким образом, умея слышать голос своего сердца (смотрите статьи «Сердце человека. Что такое голос сердца», «Голос Божий»), мы точно знаем, как смотрит на нас Бог. Мы находимся в мире с Господом и можем приходить к Нему через духовную дверь- Иисуса Христа, как ребёнок к Отцу. Находясь в ссоре, страдают и родитель и ребёнок. «Папочка, прости! Я больше так не буду!»- и мир восстановлен. Никакой чопорности, никакой скованности- искренние и простые отношения, основанные на любви.
К такому поведению нас призывает Иисус. Он поощряет проявление веры и искреннего раскаяния: «…дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Матф.9.2. И далее: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Матф. 9.22.
Мы всю жизнь балансируем на тонкой грани, «шаг вправо, шаг влево- расстрел». Истина и мир- это тоненькая нить, но и стальной клинок не может разрубить её. Мы не можем впадать в инфантильность и вести себя, как маленькие своенравные дети. Любовь и дружба требует деликатности и скромности, умением пренебречь своими интересами. Но и не терпит неравенства. Невозможно всегда подминать себя, угождая не только людям, но и Богу. При свободе отношений (а только на ней может строится длительная связь) мы постоянно балансируем между скромностью и дерзновением. Скромность- в том, чтобы не выпячивать себя излишне; дерзновение- в вере в готовность друга помочь и поддержать. При дисбалансе в какую-то сторону, взаимоотношения обязательно пошатнутся. Мы должны стараться справляться со своими проблемами сами, но при собственной несостоятельности, участие близкого человека (или Всемогущего) необходимо. А для его привлечения нужна уверенность в любви. Слово Божье многократно стимулирует своих людей к мужеству. Мы представляем это как трагические события. Но сколько мужества нам необходимо для каждого дня, в том числе в отношениях с людьми. Мы такие разные и в то же время каждый имеет право быть самим собой. Нужна большая мудрость и чуткость, чтобы точно знать, когда терять, а когда сохранять себя. И вся мудрость- у Бога. «Как говорил товарищ Иисус Христос- ищите- и обрящете». (х/ф «В августе 44-го)
При неправильном позиционировании себя в обществе, нахальности, постоянной постановке себя выше других, проявляется дерзость. Она является наглядностью нечестия и видна невооружённым глазом: «Человек нечестивый дерзок лицом своим…» Пр. 21.29. У нас вообще всё читается в лицах. В глазах одного человека можно утонуть, у другого- вечный лёд, у третьего- суета, и только у сотого- покой.
Дерзость может присутствовать и в служении Богу. А куда она денется, если становится неотъемлемым качеством человека? Если мы не хотим портить отношения с людьми и Господом, стоит внимательно наблюдать за собой, контролировать, а при невозможности- просить Бога о контроле чувств и мыслей. Для Него всё возможно и не составляет труда обращать наши неприглядные стороны в сверкающие грани чистейшего алмаза.
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него». 1-Иоан. 5.14-15.