Эго, или наделённый собой (Жан-Люк Марион).

Философия второй половины XX и начала XXI веков сильно отличается от работ предшественников. В целом философия начинается с досократовских мыслителей около VII-го века до новой эры и характеризуется явственными околохристианскими взглядами. К XIX и началу XX веков работы Маркса, Ницше и Фрейда сильно изменили направление гуманитарных исследований, сосредоточившись на биологических, социально-экономических и низменных побуждениях людей. Безусловно, эти изыскания по праву занимают весомое место в ряду выдающихся учёных работ, ведь нет в человеке ничего, что должно быть пренебрегаемо. Но, потоптавшись на тёмном приземлённом человеческом, маятник вселенского мышления качнулся в другую сторону и душа мира затребовала других идей.

И вновь гуманитарии обратили внимание на Бога и людей, не на массу, а на личность. В ряду поистине уникальных исследователей стоит французский аналитик Жан-Люк Марион. Свободолюбивая Франция во второй половине XX века подарила миру ряд замечательных исследователей, среди которых упоминавшиеся ранее Рене Жирар, Симона Вейль и заинтересовавший нас сегодня Жан-Люк Марион.

Работы Мариона отличаются глубиной мышления, уважением и даже любовью к исследуемому автору и деликатностью. В результате мы получаем не просто критическую статью, но совершенно новый продукт, по глубине даже превосходящий первоисточник.

Наш интерес сегодня — небольшая книжка с замечательным названием: «Эго, или наделённый собой». Даже по самому этому названию книга достойна быть на любой книжной полке. Но и ознакомившись с её содержимым, становится очевидным, что замечательно не только её имя.

«Эго, или наделённый собой» является главой из книги Мариона «Вместо себя. Подход Августина». Автор задался трудным и самым важным для любого человека вопросом: кто я? Где во мне я?

Человек Простой отмахнётся и скажет, что это шизофрения. Я — это так просто, я — это я. Но тот, кто не присваивает себе изречения других людей, живущие в нём, влияние людей и их идей, полученных извне и ставших родными, согласится, что найти себя в этом пёстром ковре внутри нас, сотканном из других людей, сложно. С рождения мы формируемся под влиянием окружения. Нас учат и воспитывают, а мы усваиваем эти знания. Они становятся нашим естеством буквально как еда, которую мы едим. Как нутриенты строят наше тело и обеспечивают химию тела (и души через кровь), так и переданная людьми информация формирует, созидает нас, вплетается в нас.

Тот, кто не понимает этого, не только усваивает идеи, он присваивает их себе. Без благодарности. Но что говорит Писание: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» 1-Кор. 4.7. Всё, что мы имеем, нам дали. Дали мне меня.

Но сложности на этом не кончаются. Это только начало пути. Учитывая, что моё «я» изменчиво и разнообразно, быстро понимаешь, что это «я» вновь созидается каждую секунду, оставаясь тем же, чем было раньше. Даже без наличия других людей. Людей нет, а созидание в качестве мыслительной деятельности и жизни клеток тела продолжается. Простым логическим путём такой ум неизбежно придёт к осознанию какого-то Источника этого созидания. При странной уверенности, что этот Источник и снаружи и внутри меня одновременно.

То, что Он внутри, это понятно, это и есть «я». Но как быть с ощущением, равным ему по силе, что Источник где-то вне меня? Этими размышлениями делится Августин в своей «Исповеди». Над этим же размышляет и Марион.

Люди, честно ищущие и наблюдающие себя, неизбежно приходят к констатации Источника-Бога: «…мы Им живем и движемся и существуем…» Деян. 17.28.

Марион размышляет дальше: о жизни во мне вообще. Он приходит к выводу, что не только моё истинное «я» запредельно, не ограничено моим «эго», но и самая моя жизнь не имеет во мне источника. Эту часть книги можно обозначить словами Апостола Павла: «…жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге…» Кол. 3.3.

Но и на этом мысль автора не останавливается. Приходя к выводу, что самая показательная для моего «я» характеристика — это моё желание, он ищет природу самого моего желания. И надо же, оно также оказывается вне меня! То есть не совсем, конечно, оно, понятно, во мне, просто я ещё не стал тем, когда оно исполнилось. Воспоминание о будущем. Реальность ещё не прожитая мной. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, чтобы знать дарованное нам от Бога». 1-Кор. 2.11.

Электроток в розетке 220 В — её ток? Да. И он же из трансформаторной будки, а ещё раньше с электростанции. Человек как та розетка: он может ударить или послужить к добру. Но источник этой силы находится за много километров и в нём одновременно.

Удивительно устроен человек! И удивительно, что есть люди, которые находят слова, чтобы сказать о несказáнном!