Мы уже поняли, что эту и подобные статьи и книги читают хорошие, вдумчивые и способные к серьёзному анализу люди. Они также желают жизненных перемен в зависимости от сделанных выводов и имеют для этого мужество. Проблема в том, что только для таких людей характерно обозначенное переживание- боязнь ошибки. Стремление к чистоте и желание во всём поступать, как Бог, весьма и весьма похвально, но делает нас настоящими параноиками. Рассматривая себя на молекулярном уровне, мы так увлекаемся собой, что теряем вúдение красоты мира и картины в целом. И самое неприятное, что мы теряем из виду Христа. Ту простоту во Христе, которая всем понятна и обозначена конкретными словами.
Конечно, наше стремление к идеалу обосновано и продиктовано волей Бога. Страшно становится от осознания такого, например, слова: «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его…Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил…Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём, и он не может грешить…»» 1-Иоан. 3.6,8,9. Либо мы рождены от Бога и являемся законными Его детьми, и в этом случае что-то такое происходит с нами, что мы не можем осознанно грешить, теряем тягу к греху. Либо если такого не наблюдается, то мы не только не знаем Бога, но всё ещё страшней- мы-таки от диавола. Будешь тут рассматривать себя на молекулярном уровне- какой нормальный человек захочет исполнять гнусную волю рогатого?
1-е соборное послание Апостола Иоанна Богослова невозможно для поверхностного восприятия. С одной стороны оно говорит то, что приведено в цитате, с другой- кажется, прямо противоположное: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас…Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». 1-Иоан. 1.8,10. Так чьи же мы дети?
Наша жизнь- хождение по обледеневшему тротуару. Мир, находящийся в падшем состоянии не предлагает нам приятных и лёгких условий для продвижения вперёд. Имея такую же повреждённую природу, как и всё творение, мы, по законам физики, можем поскользнуться и упасть. Мы имеем такую способность. При неблагополучном стечении физических сил (сила скольжения превышает силу трения) человек теряет равновесие и падает. Это законы естественной природы. Законы жизни духовной действуют аналогичным образом: мы совершенно невольно находимся в зоне влияния разных духовных сил, они противоборствуют и тянут нас в разные стороны- а человек в доли секунды оказывается ничком на льду, треснувшись затылком. Мы даже не понимаем, как это случилось- только что я стоял, и вот уже лежу. Так проявляется наша способность к греху, как возможность внезапного падения, допущения оплошности.
Об этом и рассуждает Апостол- мы обманываем себя, когда говорим, что не имеем греха, то есть не имеем способности падать при нарушении равновесия. Этот факт просто глупо отрицать.
Упав, человек поднимается на ноги, оправляется (покаяние и исповедь) и идёт дальше с большей осторожностью: «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». 1-Иоан. 1.9.
Человек, падая, встаёт и идёт дальше. Так малыши учатся ходить, занимая вертикальное положение каждый раз, оказавшись в горизонтальном. Можно плакать и казнить себя, можно встать, кряхтя или молча, главное, что человек не остаётся лежать, он всегда встаёт. Удивительный и глубокий Митрополит Антоний Сурожский даёт такую формулировку правильной молитвы: « Мы должны помнить, что плоды молитвы- это не то или иное эмоциональное состояние, но глубокое изменение всего нашего существа. Цель наша- стать способными стоять перед Богом, сосредоточиваться на Его присутствии, обращая к Нему все наши нужды, и принять от Него крепость, силу для того, чтобы воля Божия исполнилась в нас. Исполнение в нас воли Божией- единственная цель молитвы, а также и критерий истинной молитвы». («Молитва и жизнь»).
Таким образом, покаяние не всегда сопровождается слезами, более того, по мере совершенствования и духовного взросления, мы реже плачем, но глубже осознаём опасность падения. Просто стараемся идти с осторожностью и хранить себя.
Об этом Иоанн и ведёт речь, утверждая, что «Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает….Всякий, рождённый от Бога, не делает греха». Невозможно представить человека, который не делает выводов и продолжает вести себя неосмотрительно после травм.пункта. Только если он не «под кайфом» или пьян. Не стоит даже выходить из дома без крайней необходимости при неблагоприятных условиях- внутренних и внешних. Из своего внутреннего дома- учимся держать себя «в руках». Пока всё понятно.
Однако, при ненужных крайностях боязни ошибки, есть опасность впасть в противоположное состояние- беспечность, как состояние избалованных детей. Мы привыкаем и пользуемся тем, что Господь страхует нас, делает за нас львиную долю работы. Это хороший образ мысли только пока человек не халтурит. Лёгкое снисхождение к своим проступкам рождает халтурщика- мы становимся просто неспособными качественно выполнять никакой труд. Здоровая и дозированная самокритика необходима, как работа над ошибками. Так мы совершенствуемся в любом деле, оттачиваем навыки и мастерство- и естественные и духовные. Не стоит переживать из-за тех сторон личности, которые ещё не так совершенны, как хотелось. Бог очень деликатно и безболезненно ведёт вас к святости. И у нас всё получится!
Вставай и падай, падай и вставай.
Вставай и падай, но! Не падай духом! (группа «Круиз»).