Один из самых часто поднимаемых вопросов о том, что же формирует нашу жизнь- предопределение или свобода выбора? Верующим людям легче принять мысль о Божьем предопределении, чем неверующим, но этот вопрос рано или поздно настойчиво встаёт, потому что нам очень неприятно представлять себя как марионеток, а любимого и любящего нас Господа- кукловодом, дёргающим за нитки.
Слово Божье говорит, что « Судьба человека- от Господа.» Пр.29.26. Бог, к тому же, каким- то образом избирает людей: «Ибо, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого,- дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего…», Он сказал:« Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Рим.9.11-13. Создаётся впечатление, что судьба Иакова более благоприятна, нежели Исава. Так же было и с братьями Каином и Авелем.
А между тем каждый человек осознаёт себя свободным. Мы живём в прекрасное время, мы свободны в выборе с самого детства и до старости. И знаем, что не в характере Божьем принуждать нас и вмешиваться в этот выбор. Это признают и люди, далёкие от Бога. Мы точно знаем про себя, что это я принимаю решение поступить или не поступить определённым образом. Это у меня есть причины для этого. Люди настолько свободны, что начинают злоупотреблять этой свободой, и так далеко уходят от Создателя, что вообще теряют всякий смысл в жизни. Эра потребления обновила принцип пира во время чумы- ешь, пей, ибо завтра умрём.
Как же совместить эти противоречивые истины? По человеческому размышлению это кажется невозможным. Либо то, либо то. Либо всё предначертано, как и Давид говорит: « в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было.» Пс.138.16, либо человек сам творец своей судьбы.
Крылатая фраза, что человек сам творец своей судьбы, на удивление глубока и совершенно истинна в каждом слове. Мы воспринимаем себя только в рамках сложившейся реальности. А тем не менее, правомочно предположить, что нам было уготовано бесконечное множество вариантов своей судьбы. Их столько, сколько раз мы делали какой бы то ни было выбор. Например, соврать или сказать правду. Нам невозможно представить, как Бог вникает в дела не только всех людей, но и всей живности на планете, а тут ещё оказывается, у каждого человека миллиона два судеб. Тогда изречение: « дивны судьбы Его…» Ис.28.29 приобретает новый смысл. Но « Мои мысли- не ваши мысли, ни ваши пути- пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» Ис.55.8-9.
Удивительно, что учёные на полном серьёзе подтверждают это. Предложена теория « ветвящейся вселенной», которая предполагает, что каждый момент выбора человека порождает разветвление вселенной. Эти параллельные миры могут практически не отличаться друг от друга, но на конечном этапе становятся очень различными. Хочется верить, что какой бы выбор мы ни делали, наша жизнь закончится Христом. Пусть кривыми и запутанными дорожками, но только бы с Господом.
А как быть с тем словом, что « Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению…» Филип.2.13? Часто это воспринимается так, что любóе желание и действие, доброе или злое, Бог вкладывает в нас. Это не так. Ключевое слово здесь- благоволение; Бог благ, соответственно вкладывать Он может в наш дух только разумное, доброе, вечное. А уж источник богопротивных побуждений либо в нас, либо в навязанных врагом человека дурных мыслях.
Итак, человек сам творец своей судьбы. Как тогда отнестись к словам Псальтыри, что дни наши были записаны в книге Господней, когда ещё ни одного из них не было? И здесь надо расширить своё сознание и выйти из временных рамок. Бог не подвержен времени, но пребывает во всех временах сразу. Он видит человека одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Истинно- таким, какой он есть.
Если человек раскаялся в каких-то деяниях прошлого, они реально исчезают из поля зрения Господа, Он их игнорирует. То есть, мучения души и приложенные усилия по борьбе с грехом остаются( даже если мы не устояли), а покаянный грех стирается из книги нашей жизни Кровью Христа, как ластиком, а на его месте пишутся дальнейшие свидетельства о нас.
Мы воспринимаем жизнь линейно, а для Бога, что будущее, что прошлое- нет разницы. Мы видим реальность последовательно, как цепочку причинно- следственной связи. В Божьем же восприятии нет человеческих представлений о последовательности, и может выступить сначала следствие, а потом станет очевидной причина. Как с Каином и Авелем. Потому, что Бог- сердцевидец всех. (Деян.1.24)
Представляя логику таким образом, можно перейти к вопросу об избрании Божьем. Каким образом справедливый и нелицеприятный Бог выбирает Себе «любимчиков»? Почему с рождения Он Иакова возлюбил, а Исава возненавидел? Только потому, что Он в начале видит конец. Бог выбирает нас, потому что мы выбор за выбором делаем в пользу Него. Он выбирает нас в начале потому, что выбор последнего нашего дыхания- Он.
« Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства. Говорит Царь Иакова. Пусть они представят нам и скажут, что произойдёт; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем.» Ис.41.21-22.
О судьбах избранных Божиих. На самом ли деле она более благоприятна? Исав не пострадал от своего выбора, по крайней мере- в этой жизни. Ему в своей судьбе не было плохо- это же его выбор. « Исав сказал: у меня много, брат мой; пуст будет твоё у тебя.» Быт.33.9. Ну и что, что он был нечестив, ну и что, что родители страдали от его языческих жён, ему было хорошо в своём выборе, и не надо ему вашего благословения- поплакал и забыл.
Псалмопевец говорит о людях мира, « которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты, и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.» Пс.16.14-15. В своей земной жизни люди, далёкие от Бога, всё равно могут получать от Него доброе. Может быть именно потому, что лучше, чем здесь, им уже не будет. А вообще, пусть все будут счастливы. Лучше работать в коллективе счастливых людей, чем недовольных жизнью. Не будем смотреть на Господа, одаривающего добром всех, как тот человек, к которому господин обратился со словами- «…или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Мф.20.15
А наш выбор- Господь, независимо от того, благоприятно по земным меркам сложится судьба или не очень. Только бы быть с Ним. И для нас есть хорошая новость- с Иисусом не страдают от неразделённой любви. Если мы выбираем Его, Он всегда отвечает нам любовью, потому что Он первый полюбил нас.