В здоровом теле здоровый дух или у здорового духа здоровое тело?

Попробуем начать разбор одной из самых сложных и деликатных тем- вопроса о здоровье. В большей степени имеется в виду здоровье тела. Откуда берутся болезни, сотворил ли их Бог или дьявол, какова воля Божья для нас в этом вопросе?

Однозначно- Бог, который есть любовь, ни болезней, ни паразитических организмов, ни хищников не творил. « Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком, и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.» Ис 11.6-8. Мурашки по коже…Так будет в новом мире, где обитает правда. Таков был и первоначальный замысел Божий.

Кто же виноват? Дьявол? Но он не имеет творческих способностей, возможности творить что-то новое. Он может только повторить, перевернув и извратив всё, сбить с правильного пути.

Кто же? А не надо далеко ходить. После Бога возможности творца есть только у человека, созданного по образу и подобию Божию. В книге братьев Стругацких «Дьявол среди людей» главный герой спрашивает у сведущей старушки- кто сотворил бесов? Бог? На что она ответила- Бог не создавал бесов, люди своими грехами творят их.

Человек внёс проклятие в творение. Это повреждение не обрушилось на человечество в один момент, а с увеличением численности населения и умножения грехов, динамически развивается. Человечество своими грехами само творит себе новые болезни. В наше время глупо в этом сомневаться, когда люди синтезируют вирусы( ВИЧ, птичий грипп, разные новые лихорадки). А ведь вирус это даже не биологическая клетка с ядром и митохондриями, а только РНК, т.е информация в чистом виде.

Это о людях в целом, а как с отдельно взятым человеком? Мы должны заучить как аксиому- нет воли Божьей на то, чтобы мы болели! Как нет воли Божьей и на то, чтобы мы согрешали. Грехом вошла смерть в мир, болезнь- это вестник смерти. Человек, живущий в грехе, без покаяния, уязвим для болезней. Поэтому первое, что должен сделать больной- взыскать не врачей, а Господа.(перефразировано от- «…но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей.» 2-Пар.16.12). « И молитва веры исцелит болящего, и восставит Его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.» Иак.5.15. Если сердце человека право в главном, можно и нужно воспользоваться и медицинской помощью. Главное помнить, что лекарство от врача, а исцеление всё равно от Господа.

Нет воли Божьей на то, чтобы мы болели! Боль-это плохо, и точка. Если бы это было не так, Иисус Христос не уделял бы столько своего драгоценного времени на исцеление больных, и часто, без дополнительных вопросов. Ещё и ученикам дал власть «врачевать всякую болезнь.» Мф.10.1. Не надо спекулировать на этой теме- якобы Бог даёт той или тому болезнь, чтобы образумить. Ничего, кроме жестокости и отсутствия сострадания, это не развивает. Конечно, Господь любое проклятие обращает в благословение, и в болезни кто-то начинает искать Бога, но не все, иные ожесточаются. Понятно, что уверовавший через болезнь человек, считает её справедливостью, ему видней, он может так думать о себе, это между ним и Господом. Мы не должны рассуждать таким образом о других и судить чужие болезни и грехи. «…Не судите никак прежде времени.» 1-Кор 4.5.

Сложность состоит в том, что мы все заражены смертью, всё живое умирает. Поэтому, даже не совершая из ряда вон выходящих поступков и живя, в целом, в мире с Богом, мы можем болеть. Просто вследствие нашей несовершенной природы. « Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их- труд и болезнь…» Пс.89.10. Поэтому нет очевидной зависимости между тяжестью болезни и количеством грехов. Здесь применим сложный пример праведного Иова(книга Иов). Чему учит эта книга? Бог ожидает от нас не столько праведности, сколько святости- полного посвящения себя Богу, надо так научиться « счислять дни, чтобы нам приобресть сердце мудрое.» Пс.89.12.

Возможно, мы болеем в течение жизни, чтобы тем самым получить прививку от смерти, дозированно переживаем смерть в своём теле, чтобы она не оказалась слишком тяжёлой. Надо оставить мысль, что жизнь наподобие развлекательной прогулки. Мы живём ожиданием светлого будущего, поиском своего настоящего дома. И радость жизни для нас не во внешних впечатлениях, а в сердечном оптимизме- « весело смотрит она на будущее.» Пр.31.25.

« Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников…» Екк.8.14.

Возможно, это высказывание относится ещё к одной разновидности физических недугов. По мере приближения к Богу, когда нам открываются тайны мироздания, наша человеческая плоть не выдерживает. Болезнь после видений описывает пророк Даниил(Дан.8.16-18; 8.27), Апостол Павел упоминает о жале во плоти(2-Кор.12.7), а Моисей передаёт слова Господа- «…человек не может увидеть Меня и остаться в живых.» Исх.33.20. Попробуем сюда отнести и притчу об исцелённом человеке, когда Иисус сказал о нём: « не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии.» Иоан.9.2.

По какой бы причине мы не оказались в болезни, Господь хочет нас скорей от неё избавить. Мы имеем два рычага исцеления- молитва по воле Божьей с терпением( опираясь на Слово, мы можем требовать исцеления-Луки 9.11), в том числе молитва других людей за нас, и пост- при правильном положении сердца «…откроется , как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.» Ис.58.8. Если будет возможность помочь себе лекарственными препаратами, не отказывайтесь и от этого, потому что Господь даёт людям знание в любом благом деле.

Не будем отвергать волю Божью о себе( Луки 7.30), и помнить, что «…ранами Его мы исцелились.» Ис.53.5!

Правомочна также и обратная причинно- следственная связь. В здоровом теле- здоровый дух. Но скорее, не дух, а душа. Это справедливо, например, для эндокринных заболеваний или для крайней степени усталости, когда состояние тела диктует настроение. Конечно, к духу это не имеет отношения. Повреждение идёт на уровне психики, души. А чтобы её вылечить, применимо только одно средство: «Что унываешь, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.» Пс.41.6. И, естественно- помощь врача при заболеваниях или адекватный отдых при усталости. А при общем унынии неплохо себя заставить поработать и физически- не обязательно бежать в тренажёрный зал, хотя и это можно. А лучше- помыть окна, вручную вымыть пол во всей квартире- хандру как рукой снимет, будет усталость тела и удовлетворение от сделанной работы.