Библия говорит о праведности и святости. Иногда они похожи, как близнецы-братья, иногда противопоставляются друг другу.
Праведность-это качество, присущее человеку. Праведность достигается поступками. Он поступает правильно, значит он- праведник. Правильно-это по закону Божьему. « И в сём будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицом Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам.» Вт.6.25. Только закóн вводит понятие праведности. Ветхий завет много говорит о том, как Бог любит и поощряет праведников. «Праведники наследуют землю.» Пс.36.29, «праведнику воздаётся добром.» Пр.13.21, «праведник спасается от беды» Пр.11.8. Очень много, и это справедливо. Воспитание Господом народа заключалось в привитии ему добрых поступков. Существует обмен между Божьим промыслом и делами человека. Он оформлен , как принцип сеяния и жатвы. Мир устроен так, что, совершая благие дела, человек от жизни через людей будет получать то же, только в приумноженном виде. Поэтому всегда есть смысл вести правильный по Богу образ жизни.
Сложности появляются, когда оценка поступков касается их мотивации. Складывается впечатление, что в Ветхом Завете Бог поощрял, поощрял праведников, а в Новом Иисус вдруг разлюбил их. Стал любить грешников. Конечно, Бог не разлюбил праведников, разве мог отец из притчи о блудном сыне, перестать любить праведного сына, который был его правой рукой и помощником во всём?(Луки 15.11-32) Праведник по справедливости получает воздаяние, награду свою. Ему больше нечего ждать от Бога, он получил своё доброе. «Но Господь сказал…: Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.» 1-Цар.16.7. Сколько людей, внешне праведных, перевирают в себе истину и являются, по слову Христа «окрашенными гробами» Мф.23.27. И как часто одинаковые, на первый взгляд, поступки имеют в основе разные намерения.
Так что, истинная праведность-это праведность сердца. Когда ты любишь Господа всем сердцем, всем разумением, и всею жизнью. А это уже близко к святости, то есть к полному посвящению себя Богу.
У понятия «святость» есть три смысла. Первый-это отданный, посвящённый Богу, отделённый для Бога. Святым может быть сосуд, освящаемый для служения в храме, святой день(Ис.58.13), святой град(Мф.27.53). Второй смысл-такой, как Бог, в подражание Ему, как истинные дети: «…будьте святы, потому что Я свят.» 1-Петра 1.16. В Новом Завете после дня Пятидесятницы появляется третий смысл. «…вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них, и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.» 2-Кор.6.16. Мы святы, потому что в нас Дух Святой, и святость-это не наше человеческое свойство, а Его. Святой- отделённый от греха, понятно, что это исключительно Божья характеристика. Бог не имеет ничего общего ни с грехом, ни с грешником. Только если грех омыт кровью Агнца и аннулирован, бывший грешник переходит в разряд святого и предстаёт перед Отцом. В нашей жизни первый и второй смысл то в наличии, то в отсутствии. Третий-постоянен. На какое место в своей личности человек ставит Господа, настолько он и свят.
А теперь отрезвляющее Слово: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».Евр.12.14. Если вы не являетесь святым, вы никогда не будете рядом с Богом. Души праведников, не знавшие Христа и не пережившие рождение свыше(Иоан.3.3-6) проводили новое бытие в аду, в местечке под названием «лоно Авраамово». Пока Иисус Христос с Благой вестью не спустился в преисподнюю и не вывел на небо ухватившихся за Него души различных людей. Таким образом, шансы на Спасение живых и мёртвых уравнялись. «Должно вам родиться свыше»!Иоан.3.7
В чём преимущество верующих всем сердцем во Христа? Они не придут на Страшный суд. Их судилище происходит здесь, на земле, в их душах. И святости они достигают здесь же. «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим-к ним всё желание моё.» Пс.15.3. Святость так же, как и спасение. Мы точно знаем, что спасены, и участь наша-быть рядом с Богом. Но мы «спасены в надежде»(Рим.8.24), и проводим жизнь со страхом потерять этот дар. Работы много-до конца жизни как раз хватит. Не надо излишне торопиться-всему своё время. И если напрасно его не терять, то времени достаточно. Будем строить качественно, на совесть.
Мы не имеем права относиться к себе иначе, нежели Бог относится к нам. Если Слово говорит, что мы святы, значит так и есть. Не надо жеманничать и говорить, я недостоин. Само собой, не достоин. Никто не достоин. Потому, что все под грехом. В этом милость Божья к нам-смирись, мы точно ничем это не заслужили. По справедливости-мы навсегда должны быть разлучены с Богом, жить по воле стихий. А по милости-через Иисуса Христа имеем прощение, возрождение и святость, чтобы находиться в общении с Господом.
В Новом завете говорится также и о праведности. Святость- от Бога- Богу, праведность- от человека-человеку. Сердцем мы стремимся к святости, а делами-к праведности. В идеале, праведность-это внешнее проявление святости.
«Ибо воля Божья есть освящение ваше…» 1-Фес.4.3. Это процесс длиною в жизнь, когда наше человеческое естество заменяется на естество Божье, и мы становимся подобными Христу. Выбор за выбором, молитва за молитвой, откровение за откровением.
Гениальность слова написанного в его универсальности. Книги Библии писались реальными людьми по своим определённым поводам. В том и смысл пророческого слова, что оно применимо даже к ситуациям, сильно отличных от подразумеваемых. Иногда вырванная из контекста повествования фраза звучит непреложной истиной, и в то же время теряется в контексте. А иногда необходимо тщательно изучать предшествующий текст. Если иметь чувствительность к Духу Святому и понимать характер Божий, можно доверять и обрывкам фраз. Именно так Господь к нам и говорит- не целыми главами. Например, рецепт освящения мы читаем так: «…освящается словом Божиим и молитвою.» 1-Тим.4.5. И это истинно, потому что по мере знакомства С Писанием, выполняя открывшееся Слово и находясь в молитвенном состоянии, усиливается страх потерять Господа, а значит умножается освящение. Несмотря на то, что в контексте смысл несколько другой.(1-Тим.4.1-5.)
Как бы то ни было, найдёте вы своё слово об освящении или будете придерживаться этого, главное-ставить Христа на первое место и все размышления и сомнения заканчивать словом Иисуса: «…впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Луки22.42.