Итак, с Моисеем разобрались. Как Илия там оказался? Аналогичным образом — по путям своего сердца. Во всех регалиях и почестях людей, приближённых к Святилищу, больше личного, чем чего бы то ни было ещё. А точнее, только личное: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:28-30). Самое весомое, что может предложить человек, приходя к Богу — дать Ему возможность познать себя, впустить Его в каждый уголок как своей личности, так и жизни вообще.
Илия так же как и Моисей оказался рядом с Иисусом в поисках ответа на свою нужду, коей являлась его жизнь. И думается, не только земная. Во время массового гонения на пророков Бога Небесного со стороны царицы-ведьмы Иезавели, Илия «…отошел в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою…» (3 Цар. 19:4). Человек в полном отчаянии. Как отреагировал Господь? Перво-наперво Он позаботился о телесной пище и, откуда ни возьмись, по пробуждении Илия обнаружил хлеб и воду. Так повторилось дважды. Подкрепившись едой и отдыхом, пророк проделал сорокадневный путь до горы Божьей Хорива, закончившийся встречей с Господом: «И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19:9-12).
Удивительное место. Но не менее удивительно дальнейшее повествование. И тут история повторяется так, как будто этих слов о ветре, землетрясении и огне и не было. Илия вновь оказывается перед входом в пещеру и диалог его с Господом дублируется слово в слово, но никакого откровения о сущности Бога, только практические рекомендации: «И сказал Господь: пойди обратно своею дорогою через пустыню» (15 стих) и сделай то-то и то-то.
Что это было? Это слово от Господа, которое человек слышит как минимум дважды: духом и ушами, внутренним и внешним образом. Не было бы первого, не было бы возможности исполнить и второе.
Но самое удивительное случается, если принять наше предположение и прочитать видение (и не совсем видение, Илия в полной мере ощущал природные катаклизмы) пророка через Преображение Господне. Как ученики увидели Иисуса иным, нежели каким знали Его раньше, так Илия выпал в этом откровении из привычных представлений о Боге. Таким образом, слово Божье, начиная со слов «выйди и стань на горе пред лицем Господним» переносит ветхозаветного пророка на гору Преображения, двигаясь по законам не хроноса (линейного человеческого времени), а кайроса (времени, в котором пребывает Бог, вечности, момента свершения и полноты, где ни одно мгновение не исчезает и не проходит).
Илия при получении откровения буквальным образом оказывается на горе пред лицом Господа Иисуса Христа, где мы и находим его в Евангелии. Там же воплощается откровение веяния тихого ветра, путём ощущения его внутри себя в близости Богочеловека. Получив от Христа тот мир, который пророк не нашёл ни в своём раздирающем характере, ни в своём представлении о колеблющем основания Земли Яхве, ни в своём служении небесного огня. Только на горе Преображения Илия нашёл настоящего Бога и настоящего себя. Веяние тихого ветра.
«Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Луки. 9:54-56). Теперь и Илия «того»духа.
А если добавить к сказанному, что так и не установлено окончательно, на какой же горе происходило Преображение Господа, то всё становится ещё интересней. Условно, это гора Фавор. Однако специалисты не так единодушны в этом вопросе. С таким же успехом это может быть Ермон или гора Хорива, собственно на которой Илия и получил чудесное откровение. И тогда мы окончательно попадаем в смещающиеся временные пласты, выходя за пределы четырёх измерений.
И кому может придти в голову, что христианство — это скучно?