Искушение.

В Библии используется своя терминология. Писание имеет дело с разными сферами нашей жизни, по большей части- душевно-духовными, и поэтому использует некоторые слова, которыми мы не пользуемся на своём материально- естественном уровне. Без правильного понимания терминологии невозможно и договориться. Бóльшая часть нашего общения сводится к тому, чтобы представить и осознать, что же подразумевает собеседник, когда говорит что-либо, какой смысл он вкладывает в слова и понятия. При всём бесконечном разнообразии чувств и мыслей мы оперируем ограниченным запасом слов. Так что мы сами заинтересованы в том, чтобы найти все возможные способы их использования и все доступные смыслы. А для этого необходимо тщательно исследовать каждое слово, которое читаем и произносим.

Слово «искушение» так часто звучит в Писании, им так напичкана наша жизнь, а мы так и не понимаем, что оно обозначает. Что мы можем о нём сказать? Оно как-то связано с грехом. Но то ли оно причина, то ли следствие, то ли само по себе грех. Ну уж точно, искушение- это зло.

Следуя логике повествования Библии, отмечаем разное отношение слова Божьего к искушению, порой прямо противоположное. В частности, читаем: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»: потому, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Иак. 1.13-14. Однако, есть места Писания, где чётко говорится, что Бог искушает человека. Например, искушение Авраама с принесением в жертву сына (Быт. 22.1).

Надо отдать должное восхищение Писанию, а конкретно- русскому Синодальному варианту, что оно не замазывает и не скрывает противоречий. Ведь на поверку внешние разности оказываются единым процессом, как движение заряженных частиц от «минуса» к «плюсу», образующих нечто новое, то, что лежит чуть ли не в основе всех жизненных процессов.

Зная предостережение послания Иакова, можно было написать, что Бог испытывал Авраама. Как это и делается во многих переводах. В частности, так звучит это место на церковно-славянском. Всё-таки слова «испытание» и «искушение» воспринимаются нами по-разному. Нам объясняют: да, Бог не искушает, но испытывает человека, попуская ему искушение. Как будто это что-то меняет! Нам необходимо отдельно договариваться о понятии: «Бог попускает», то есть разрешает. Но не об этом сейчас разговор.

«Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». 1-Кор. 14.10. И если Дух Святой использует именно это слово, значит оно там и должно быть.

Иногда комментаторы приводят аргумент математического подсчёта- так сказано лишь однажды, в то время как иначе говорится два-три-и более раз. Как будто у Бога это слово выскочило случайно или случилась погрешность переводчика и переписчика. Так мы далеко не уедем. В ваших руках ровно тот экземпляр Библии, который для вас предусмотрел Сам Господь. Сравнивать написание слова Божьего на разных языках можно только в контексте изучения этих языков, а не поверхностного восприятия. Можно брать во внимание и разночтения, но не для разделения, а для созидания, как поиска более глубокого смысла.

Итак, мы отбрасываем неверные пути постижения. Остаётся один- искать, что же имеет в виду Господь, выходя за границы нашей привычной, и к сожалению- поверхностной, логики.

Искушение- это любая нестандартная ситуация. Выход из зоны комфорта. Из плоскости обыденных размышлений. Потенциально любая новая ситуация является источником неожиданных чувств и переживаний. Кроме того, она часто требует быстрого реагирования. Современным языком, стресс. Это и есть искушение. Хорошей или плохой эту новую ситуацию делает только наша оценка.

Биологический функционал человека весьма энергозатратен. В энергетическом смысле мы дорого обходимся сами себе. Поэтому организм запускает процессы автоматизма. Положительный результат режима дня и стремление к покою, как бездействию тела и души- об этом. Организм экономит энергию, а новые размышления, переживания, процесс обучения, физические нагрузки- воспринимаются им плохо, он не хочет их, это трудно. Плоть, включающая в себя тело (подробней о структуре человека- в статье «Сердце человека. Что такое голос сердца») реагирует раздражением. Механизм искушения запущен.

Бог может попускать искушения (а прямым текстом это звучит- Бог искушает) как любую новую, непривычную ситуацию. Ребёнок делает первый самостоятельный шаг- он в состоянии искушения. Понятно, что избегать искушений так же глупо, как избегать всего многообразия жизни. Но по их негативному потенциалу- так же правильно- их избегать.

Зло коренится в нашей реакции. И она, зачастую, не зависит от нашего сознания и воли, точнее, осознание и воля не поспевает за реакцией. Всё происходит слишком быстро и как будто независимо от нас. И это, в какой-то степени так, ведь реакция питается напрямую из устройства личности, характера, ранних реакций. Нас «несёт».

Нам бы выждать. Но мы считаем необходимостью ответить хамством на хамство, ну уж точно не промолчать- это ниже собственного достоинства. Грех, коренящийся в искушении, состоялся. Но это не то, что попустил Бог. Это уже собственная реакция человека. Грехом, злом, неверной поспешной реакцией Господь не искушает никого, «но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью».

Таким образом, одним словом обозначен целый процесс с причинами и следствиями. С разными мотивациями, Божьими и человеческими, на отдельных этапах.

Человека, перенёсшего искушение, и может быть, с четвёртой- пятой- двадцатой попытки устоявшего в нём, Писание называет искусным. Таким образом, Бог попускает нам искушение, совершенствуя нас в искусстве выбора из двух зол добра.

С теорией разобрались, переходим к практике. Как устоять в искушении? На уровне плоти и на уровне духа. По плоти- не спешить. Это если есть возможность, а она есть практически всегда. Промолчать, взять паузу на размышление и принятие решения, отойти с попыткой избежать дальнейшего столкновения и так далее. Это трудно, потому что нужно уступить. Но вы сохраните себя от грубого греха и более тяжёлого стресса.

Настоящим и регулярным чудом для верующего человека является устойчивость в искушении, проистекающая из духа. Проявляется это в правильном поведении в неприятных обстоятельствах. При этом вы способны удивиться и отметить, что обычно вы реагировали на то же самое другим образом. Как будто проявляется ваше лучшее «я». Это и есть реакция духа, а вы ведёте себя в данном случае как духовный человек.

Добиваться наиболее ощутимого проявления своего духа можно одним единственным способом- посредством Иисуса Христа, Бога воплотившегося. Он- единственный, кому удалось прожить свято, то есть по духу, человеческую жизнь. Все рецепты- только в Нём. Мы можем получать знания из различных источников. Человечество, прожившее тысячелетия, накопило уйму знания о нас и мире. Все религии и учения говорят о любви и стремлении к совершенству. Все духовные тайны доступны. Дело за тем, что их надо прожить. Час за часом, событие за событием. И без практического руководства воплотившегося Слова это невозможно.