Мы начинали разговор на тему исповеди в статье Покаяние и исповедание греха. Продолжим рассмотрение этого вопроса и подумаем, как исповедь выглядит в практическом применении.
Мы рассуждали о том, что исповедание- это не то, что всегда касается обнародования проступков. Исподнее (тайное) ведание- когда человек говорит о том, что его действительно беспокоит. Вывести кого-то на исповедание проще простого- дайте ему возможность говорить 5 минут, не перебивая, и он обязательно заговорит о том, что для него действительно важно, чем он живёт.
Современный мир терпит кризис общения. Люди, не нажив себе настоящих друзей, обращаются к психоаналитикам, экстрасенсам и ведуньям, платят деньги только за возможность быть выслушанными. Люди утрачивают искренний и добрый интерес друг к другу, не умеют быть деликатными и не понимают, что душевная информация кого-то- это не горячие новости и их не стоит передавать другим, раз человек открылся именно вам.
Мы устроены как абсолютно социальные существа. В особенности, это относится к женщинам. Господь, в Своём грандиозном замысле устройства Церкви, подчинил всех людей такой закономерности- возможности носить бремена друг друга. Даже вскользь упомянув о своих трудностях или беспокойствах, вы чувствуете, что стало легче, а люди, слушающие вас стали ближе. Мы, получая информацию о переживаниях от других, становимся немножечко участником их жизни. Так же и сами впускаем ранее чужих людей в свою жизнь.
Об этом и говорит Писание, когда поднимает вопрос исповедания. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» Луки 6.45. Порой разговор, начавшись с житейских проблем, разворачивается в откровенный, где люди становятся такими, как они есть. Тормоза отпускаются, и один начинает «сыпать» матом и кипеть желчью, а другой- исповедует Христа. Непринуждённо. Просто потому, что человек переполнен Господом. Это редкие и очень ценные люди- настоящая сокровищница нашего мира. Но вы никогда их не узнаете, если сами не умеете слушать.
«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа…» Евр. 3.1. Апостол Павел обращается не к кому-то редко встречающемуся, а непосредственно к нам, читающим эту статью. Он уверен, что мы на такое способны. Подразумевается, что в своей жизни, мы, начав плотью, заканчиваем духом, который не может не размышлять о Христе.
Мы же в своём представлении так всё упростили, что свели исповедь к спокойной беседе со священником. При этом никому и в голову не придёт исповедовать ему Христа распятого и воскресшего от избытка сердца. Традиционно мы исповедуем грехи. Но исповедуем ли? И считаем ли жгучими и ненавистными грехами против Бога то, как поступаем со своими близкими?
«…если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и через это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своём, который они сделали, и возвратят сполна то, в чём виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили…» Чис. 5.6-7.
Рассказать священнику о проблемах с людьми (ещё и зачастую оправдывая себя)- это совершенно не то, что ожидает от нас Господь. Все вопросы, касающиеся людей, решаются с людьми. «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» Матф. 5.23-24. Слово Божье недвусмысленно расставляет свои приоритеты.
Мы должны понимать, что существуют грехи против Бога, а есть оплошности, связанные с людьми. Но поскольку всё и все в мире связаны, непослушание Богу всегда приводит к проблемам в отношениях с людьми. Так же и в обратную сторону- всегда ли согрешая против человека, мы грешим против Бога? Да, всегда. «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его…» Пр. 14.31. Человек в определённой ситуации зависит от тебя- эмоционально или материально. Это может быть качество твоей профессиональной услуги или разговор с ребёнком- человек беден без твоего участия. Удивителен словарный запас Писания! Теснит, то есть ограничивает. Вы не наносите обиду, не совершаете противоправных действий. Просто не в полную меру своих возможностей реагируете на него. А Слово утверждает, что в этот момент мы хулим Творца…
Новый завет, начиная с Иоанна Крестителя, не внёс в этот вопрос изменений. Он утвердил то, что Бог говорил людям от начала. В крещении Иоановом была явлена всегда подразумевавшаяся связь между внешними обычаями закона и их духовной подоплеки. Чистота внешняя не может существовать без чистоты помыслов. А дальше: «Омытому нужно только ноги умыть…» Иоан. 13.10.
Теперь будет сказано то, что может ввести слабого в соблазн, но обнадёжит и поддержит многих людей. «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.» Кол. 3.3. Ваше настоящее святое святых находится в тайне ото всех людей, даже от священника. Люди, пережившие настоящее покаяние, всё равно, что умерли. Им невозможно говорить об этом сразу- в таком потрясении находится душа. Не спешите посвещать в ваши переживания людей (а священник тоже человек), главное- моментальная реакция на обличение Духа Святого. Дайте возможность Господу выстроить всё, как подобает приличиям и привести всё в должный порядок. Ни исповедь перед священником, ни Причастие моментально не разрешит ваших противоречий. Не надо кидаться в ноги служителю в слезах, ища его прощения. В таком состоянии мы можем находиться только в тайной молитвенной комнате своей души и перед ногами Христа. Не валите всё в одну кучу, учитесь разбираться в себе с Божьим руководством.
В то же время, исповедуясь перед Христовым Причастием в церкви, подбирайте слова, обдумывайте, не говоря лишнего, то есть не пытаясь оправдать себя. Если вы ищете оправдания- это явный признак отсутствия раскаяния.
Если есть доверие к пастырю и при его интересе можно рассказать ему о себе и своей жизни- это не покаяние, а разговор «по душам», и для этого стоит договориться об отдельном времени, а не занимать собой время в течение поочерёдной исповеди. Настоящее покаяние происходит перед Богом и обиженными нами людьми. А это намного труднее, чем поведать священнику о нанесённом кому-то ущербе. Поступайте по Слову, извиняйтесь перед людьми, втянутыми в ваше безрассудство, всеми силами старайтесь исправить ситуацию (смотрите статьи Чувство обиды и Труд прощения).
Традиционно исповедь «привязалась» к Причастию, а Причастие к исповеди- это неправильно. Но раз так сложилось- ждите подходящего момента; Тело и Кровь Христа слишком значительны для любого небрежения. Нет (и никого не слушайте, кто говорит иначе) никакой канонической периодичности Причастия. Пусть Сам Господь Бог ведёт вас в этом вопросе.
Таким образом, наше покаяние и исповедание грехов- ежедневные гигиенические мероприятия для духа. И так, по Сент-Экзюпери, приводя себя в Божий порядок, приводим в порядок и свою планету.