Клятва.

В Библии мы постоянно встречаем похожие слова, между которыми улавливается связь, но чёткого различия, да и значения самих слов мы до конца не осознаём. В жизни мы также используем множество слов, не зная их настоящего смысла, понимая его только на интуитивном уровне. Даже глубокие лингвистические изыскания не дадут полного знания о понятиях, использованных в Писании. В частности, понятие клятвы. Мы постараемся разобраться в этом вопросе, как всегда, опираясь на те высказывания, которые доступны нам в Синодальном переводе Библии и на помощь Духа Святого.

В тексте слова Божьего описаны действия, зафиксированные схожими словами- клятва, заклятие, проклятие. В русском языке они не являются однокоренными, это новые и самостоятельные слова, однако общность их происхождения и связь очевидны.

Итак, клятва. Ветхий завет много раз использует это слово. «Господь, Бог неба…,Который говорил мне и Который клялся мне…» Быт 24.7. Люди тоже вслед за Богом используют клятву. «Если кто даст обет Господу, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить всё, что вышло из уст его.» Чис.30.3.

В этой цитате объясняется, что клятва является зароком для души и в этом её отличие от просто обета. Понятно, что для человека чести и простое обещание является обязательным для исполнения. В отличие от него, клятва оставляет зарок- залог или подразумевает такого поручителя, который может отдать за тебя такой залог.

Именно поэтому большинство мест, упоминающих клятву, говорит о предмете залога. Послание Апостола Павла к Евреям является новозаветным дубликатом ветхозаветных законнических книг- Второзакония, Левита и Чисел, так как в ней он даёт много пояснений на установления Ветхого завета в свете совершенной жертвы Христовой. Читаем: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою…» Евр.6.13.

Людям Он также дал возможность ссылаться на Него: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и Его именем клянись.» Втор.6.13. При соблюдении двух первых условий, человек может оставлять Имя Божье в залог. Однако, «Не клянись именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.» Левит 19.12.

В предыдущих статьях, когда мы разбирались по теме имени, упоминалось об аналогии Имени Божьего и Иисуса Христа. Павел продолжая свои разъяснения, также пишет: «…ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы,- …то лучшего завета поручителем сделался Иисус.» Евр.7.19-20,22.

Так вот, говоря о предмете залога- серьёзные клятвы подразумевают и серьёзный залог- душу того, кто клянётся, либо душу того, кем клянутся. Напомним, что душа является синонимом жизни. Это положение подтверждают ограничения в житейских займах, подразумевающих залог. Например, «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берёт в залог душу.» Втор.24.6 Также духовным законом запрещалось брать залоги у бедного ближнего, у сироты и вдовы и других социально незащищённых категорий граждан.

Поручительство является частью процесса клятвы, когда платежеспособность клянущегося по данному вопросу сомнительна. Так при наложении клятвы именем Божьим, Бог становится поручителем за этого человека. Мы же постоянно сомневаемся в себе, своих ресурсах и возможностях, нам необходимо поручительство и подстраховка от Господа. И это относится ко всем сферам нашей жизни- и духовной, и материальной.

Именно поэтому, понимая всю серьёзность механизмов, задействованных в процессе клятвы, Новый завет призывает нас не клясться вообще: «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что оно город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.» Матф.5.34-37.

Русское слово «еврей» на церковнославянском, как и на старорусском звучит как «жид». Читая у классиков, в частности Николая Семёновича Лескова, про поведение и нравственность жидов, живших среди русского народа, понимаешь, что антисемитизм, при всей своей отвратительности, небезоснователен. Евреи, будучи рассеяны среди других народов так странно чтили свой закон, что быстро наживались на нуждах других людей, не принадлежащих к иудейской общине. Ростовщиками в большинстве были именно евреи, для лжесвидетельства против славян привлекали опять же евреев. Их мораль это допускала- наживаться всеми правдами и неправдами на людях, приютивших их на своей земле.

Об этих хитростях и говорит в приведённой цитате Иисус. Зная, что дело нечистое, они, лукавя клялись не именем Божьим, а небом. В ещё худших делах можно было поклясться землёй.

А что до нас, понимая, что мы пришельцы и странники на земле, нищие духом, ничего не имеем в собственности, даже свою жизнь, но всё даровано нам от Отца. В залог нам нечего предложить, поэтому и клясться нам нечем. Бог Сам оставил нам Духа Святого в заложники в сердцах наших, и это единственное, что стоит беречь и за что стоит держаться.