Ранее мы уже рассматривали ситуацию, где слово Божье дифференцирует злых из среды праведных. «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. » Матф.13.49-50. Предлог «из» здесь невозможно заменить по смыслу предлогом «от», хотя нам привычней думать именно так. Но Слово говорит то, что говорит, поэтому и мы будем стараться понять его правильно.
Это не единственное место Писания, где подразумевается то же- в среде праведных, а в нашей современности подразумеваются верующие в Бога люди, объединённые в Церковь Христову- не все являются агнцами. Вот удивили! Это с первого взгляда понятно, что кротких и ясных там днём с огнём не сыщешь, в то же время баранов- каждый первый. Но Бог смотрит не как человек, а уж тем более желчный человек. Бог смотрит на сердце, и нам это точно недоступно- увидеть человека, как он есть. Поэтому не будем судить других по наружности, мы и сами имеем неприглядный вид с нашими локтями и гневными взглядами. А подумаем, как бы нам не оказаться теми злыми в среде праведных. Ведь может быть так, что человек толкнул того, задел другого, наступил на ногу третьему, А Бог оправдает его, а не тебя, обиженную. Постараемся проникнуть в логику Божью и скорректировать свои пути, коль в этом будет необходимость.
Чтобы понять смысл того, что говорится в конце книги, необходимо её знать с начала. Почему слову Божьему понадобилось сравнивать людей с животными? Потому, что взаимоотношения Господа с людьми в состоянии греховного естества строятся на кровавой жертве. Не отшатывайтесь в ужасе. Лучше бы мы так ужасались своему греху, как мы шарахаемся от слов Господа. Завет, то есть договор Бога с человеком подписывается, фиксируется кровью. По справедливости это должна быть кровь самого грешника. Бог не требует от нас крови, что с нас взять, убогих, мы и так смертные. Он принимает заместительную жертву- по Ветхому завету- кровь чистых животных, по Новому- Кровь непорочного Агнца, Сына Божия, Иисуса Христа, которая очищает всех и каждого. Как животные проливали кровь за каждый исповеданный грех, так и Кровь Святого освобождает нас.
Итак, Ветхий завет. Первая кровь животного была принесена на жертвенник Авелем: «И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И презрел Господь на Авеля и на дар его. А на Каина и на дар его не презрел.» Быт.4.4-5. Святыми отцами высказывается мысль, что Авель пророчески принёс жертву с пролитием крови, духом улавливая скрытый смысл происходящего. Но главное не физически пролитая кровь- он приложил своё сердце, исполненное любви к Господу, к этой жертве; ведь кровь в Писании символизируют душу.
«…когда родится телёнок, или ягнёнок, или козлёнок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу…» Левит 22.27. Мы видим, что козлёнок или ягнёнок, пока они маленькие, одинаково принимаются Богом. Когда же появляется разделение? Книги Левит и Числа подробно описывают все постановления по жертвам и очищениям. Читаем: «И возьмёт двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения…и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню; и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую … ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним.» Левит 16.7-8, 21-22, 30.
Внешне символы ясны. Но никогда Господом не подразумевалось чисто механическое исполнение обрядов. С Авеля и до наших дней Бог ждёт от нас жертву сердца, то есть сердцевины нашей сущности, подчинением любой нашей мотивации Богу Всемогущему. Он через пророка Исайю практически в отчаянии восклицает: «К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. … Сион спасётся правосудием, и обратившиеся сыны его- правдою.» Ис.1.11, 27. Люди закоптили небо своими жертвами, но главного Ему так и не принесли.
Итак, козёл отпущения символизирует грех.
Новый завет. « Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов- по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.» Матф.25.31-34, 41. Иисус ничего не скрывает от нас. Так и в этом случае, Он сразу же даёт объяснение такого разделения. Агнцам: «…ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» Матф. 25.35-36, 40. Козлы поступали прямо противоположно, не оказав помощи Господу. Отсюда и такая разная судьба.
Существенное отличие людей от животных в том, что животные, не имея свободы выбора, избираются людьми же на какую- то роль по внешним признакам и по жребию; в то время, как человек мотивируется исключительно своей свободной волей и сердечными наклонностями. Козёл отпущения сам-то ни в чём не виноват, это образный символ того, как работает заместительная жертва.
Вроде бы понятно различие между овнами и козлами. Но слово Божье неизмеримо глубже любой нашей логики, оно врезается в неё и опрокидывает наши суждения. В духовной жизни возможно то, чего никогда не бывает в природе- у кротких агнцев отрастают козлиные рога, а козлы получают оправдание. Так, Сын Божий, наш Господь Иисус Христос, стал и жертвенным Агнцем и козлом отпущения, понесшим наши грехи.
А пророк Иезекииль так говорит о живущих на Божьих пажитях: « Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде. Вас же, овцы мои,- так говорит Господь Бог,- вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. Разве мало вам того, что пасётесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьёте чистую воду, а оставшиеся мутите ногами вашими, так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими? Посему так говорит им Господь Бог: вот, Я сам буду судить между овцою тучною и овцою тощею. Так как вы толкаете боком и плечом, и рогами своими бодаете всех слабых, доколе не вытолкаете их вон,- то Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою.»Иез. 34.15-22.
Что бы мы ни думали о себе, мы понятия не имеем, какими мы выглядим в глазах Божьих. В любом случае, зная нормы поведения в обществе, будем внимательны и деликатны друг к другу. Даже если мы считаем, что «пила сильнее- прав всегда ствол.» (Стругацкие).