Ложь во спасение.

Нам известно с детства, что обманывать- плохо. И тем не менее, никто не проживёт жизнь, ни разу не солгав. Обстоятельства и страх загоняют нас в угол, и кажется нет другого выхода, как только ложь. Более того, мы стараемся оправдать себя, якобы это ложь во благо, не осознавая до конца, что благо мы преследуем только своё- нам трудней сказать правду, чем другому человеку её услышать. Где коренится ложь и бывает ли ложь во спасение?

Новый завет, являющийся абсолютом для нашего поведения, говорит однозначно, что «всякая неправда есть грех…» 1-Иоан. 5.17. Из всякой лжи торчат рога, потому что Писание видит за любой неправдой дьявола: он «…не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.» Иоан.8.44.

Совершенно необходимо запомнить это навсегда, и насколько вообще возможно, избегать любой неправды. Просить «Начальника жизни» (Деян.3.15), чтобы Он сохранил вас от лжи- и вашей и относительно вас. Ведь и мы сами, оказавшись в щепетильной ситуации предпочитаем знать правду, чтобы составить своё собственное суждение.

Но слово Божье, а за ним и сама жизнь такова, что каждое сказанное и написанное слово требует обдумывания. Говоря о неправде, правильно подумать, а что такое правда? И говоря о лжи, задуматься об истине. Это важно, потому что человек со своей повреждённой и несовершенной природой вряд ли имеет точное представление о правильном и неправильном, «…так как истина во Иисусе…»Еф.4.21.

Эта вилка- противоречие между человеческими представлениями и взглядом Господа- приводит к необходимости поиска Божественной мудрости.

Мы, предполагая, что человеку невозможно будет вынести горькую правду, начинаем врать ему. Но на чём основано такое предположение, ведь нам неизвестны возможности души собеседника? На жалости. Однако, подумайте, что лучше- бездеятельная жалость к болеющему человеку с заламыванием рук или помощь врача, хоть и причиняющая временную боль, но ведущая к жизни? И здесь, чтобы разобраться в текущем наборе обстоятельств, нужна сверхъестественная мудрость.

Вы узнали об измене в семье друзей. Не лезть в чужую семью и молчать, а при открывшейся правде (а это обязательно случится) потерять друзей или деликатно сказать и потерять друзей сразу?

Дети задают неудобные вопросы. Если это вопросы неудобные тем, что вы не знаете как или стесняетесь на них ответить, говорите предельно честно, называя вещи своими именами- ребёнок сам в вашем объяснении выберет подходящее для него. По крайней мере, повзрослев, он не сможет упрекнуть вас во лжи- её дети переносят тяжелей всего. Но могут быть темы, касающиеся исключительно вашей личной жизни. В этом случае точно не стоит говорить с ними, как со взрослыми, открывая свою наготу, искать их понимания, возлагая на них непосильную ношу, как будто они могут понять бурление гормонов и чего там ещё, что бурлит у взрослых людей, когда они то любят, то не любят.

Близкий человек смертельно болен. Но, во-первых, по греховной природе, мы все когда-то умрём, во-вторых, никому неизвестен исход любой болезни, в-третьих, уж о себе-то человек имеет полное право знать ту правду, которую знают другие и не знает он, и скрывать её- предательство. Часто именно перед лицом неизбежной смерти человек принимает наиболее правильные решения. Нельзя отнять чью-то судьбу.

Третий случай от первых двух отличается. Одно дело- правда о тебе самом, другое- о ком-то. Ваша внутренняя жизнь никого не касается, пока вы сами не захотите о ней поведать. Поэтому отклоняйте невежливые вопросы собеседников, включая детей. Не надо врать, но и обнажаться не стоит. Мы полностью открыты только перед Творцом, только Он по Своей любви может разобраться в хитросплетениях нашей души и навести в ней порядок. Он объясняет нам самим, почему мы поступаем определённым образом. Позвольте Христу войти в ваше святое святых, как в храмовое святилище, вам самим себя не понять.

Однако отклонить неудобный вопрос, не испортив общение, бывает трудно. «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков,- и дастся ему.» Иак.1.5. Господь легко может помочь выйти из затруднительной ситуации, есть только одна трудность для человека- признаться в своей несостоятельности, нехватке ума. Для этого необходимо большое смирение. Но как только он сумеет преодолеть себя в этом, станет понятно, насколько лучше выходит, когда мы опираемся на мудрость свыше. Мы должны помнить, что правда- это не то, что мы считаем правильным, а то, как Бог смотрит на человека и его проблему, в том числе на меня.

Мы ищем любви, хотим быть любимыми. Но, учитывая, что любовь принимает нас такими, какие мы есть, мы сами заинтересованы в своей правдивости. Быть честным- большое преимущество. В связи с тем, что все мы очень разные, в жизни и без того много неразберихи, а от вранья всё запутается ещё больше.

Мы должны знать, как должно быть и изо всех сил стремиться к этому. Однако Ветхий завет, как часть человеческой истории, правдиво рассказывает нам о лжи избранных людей Божьих, и ложь эта устояла, была узаконена и даже приводится в пример. Странное поведение Авраама, когда он от страха выдавал жену за сестру (Быт.12.11-20); подлог Иакова, когда он, по научению своей матери выдал себя за своего старшего брата и обманом получил благословение отца (Быт 27 гл.); симуляция Давидом душевной болезни ради спасения своей жизни (1-Цар.21.12-15). А поступок женщины по имени Раав неоднократно ставится в пример в Новом Завете (Иак.2.25, Евр.11.31), а сама она вошла в родословие Иисуса Христа. Её ложь реально спасает жизнь двух людей. Сложность в том, что эти люди являлись захватчиками для её страны (Иис.Нав. 2гл.). Писание переворачивает наши представления о хорошем и плохом, вынуждая нас не спешить с обобщениями и рассматривать каждый поступок индивидуально, начиная с мотивов. И всё равно мы будем не в состоянии понять любовь Господа к мытарям- людям, состоявшим на службе у оккупантов или блудницам, разрушающим семьи и разносящим болезни.

Помня всё это, будем просить Господа уберечь нас от всякого лукавства, а при нечаянной лжи, постараемся исправиться, полагаясь на Его милость и правду.