Как устроена жизнь…

Если вы не теряли времени даром, читали правильные книги и общались с правильными людьми, вы, должны были задаваться одним вопросом, ответ на который и прост и сложен- зачем я? Для формулировки этого вопроса внутри себя различным людям необходимо разное количество времени. Кто-то в возрасте 6 лет почти с отчаянием упирается в него, а кто-то, дожив и до 60-ти с трудом осознаёт необходимость поиска в данном направлении.

Чем раньше мы правильно сформулируем вопрос, тем раньше получим ответ и тем больше имеем возможностей прожить свою жизнь не впустую.

Самое быстрое и доступное решение мы получаем от Творца всего живого- цель сотворения человека мы находим в Библии. «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.» Деян. 17.26-27.

Таким образом, мы рождаемся с одной единственной целью- искать Бога, готовиться к встрече с Ним. Вся наша жизнь, независимо от каждодневных хлопот, проходит в поиске, тоске по Господу, ведь в Нём все источники жизни. Хорошо и правильно, когда наши сердца ожидают этой встречи, приготовляют себя к ней.

Пророк Исайя исчерпывающе описал сущность процесса такой подготовки: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня и узрит всякая плоть спасение Божие…» Ис. 40.3-5.

Иоанн-Креститель воскресил это забытое за несколько веков Слово, сделал сам всё от него зависящее, чтобы исполнить его и научил людей.

Эта простая для понимания и очень сложная для исполнения истина и является правдой жизни. Независимо от вероисповедания, от наличия или отсутствия его вообще, независимо от нашего нежелания и неведения- на озвученных принципах строится жизнь любого человека. Если Писание говорит, что Иисус пролил кровь за всех людей, значит так и есть. Неважно, принимает человек эту жертву или нет, Жертва принесена.

«…никакая церковная община не может «приватизировать» Иисуса и Его учение, объявить себя эксклюзивным обладателем прав на Его наследие. Иисус шире Церкви, потому что Он- Сам Бог, пришедший к людям в человеческой плоти. Значение Его личности и учения настолько универсально и всеобъемлюще, что оно выходит за границы Церкви. Иисус принадлежит всему миру и всякому человеку. Ему есть, что сказать каждому- и тому, кто уже в Церкви, и тому, кто на пути к ней, и людям, далёким от неё и вообще от религии и религиозности.

Иисус шире Церкви, точно так же, как Бог шире религии. Бог действует вне рамок религии: Он вообще не является «религиозным феноменом». Бог позволяет Себе воздействовать как на верующих в Него, так и на тех, кто не признаёт Его существование или Его право вмешиваться в их дела: Он игнорирует это непризнание и действует так, как считает нужным.» (Митрополит Иларион (Алфеев), Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга IV, стр. 557).

Это вмешательство Бога в «чужие» дела можно представить как отношение родителей и несовершеннолетних детей, так как печать нашего совершенства- смерть земной плоти. Оберегая человека и окружающих его людей от последствий неразумных поступков, Бог считает необходимым корректировать их самостоятельно. И проявляется это как закон жизни.

Выражается он в том, что чего в нас недостаточно- должно прибавиться, чего слишком много- убавиться, сведя всё к рациональной золотой середине. Речь совсем не о том, что нужно быть наполовину добрым, наполовину злым. Имеется в виду математическое равновесие не по массе, а по объёму. Зло намного тяжелей и токсичней добра (словно ртуть), и грех благодетели; это всё равно, что взвешивать килограмм гвоздей и килограмм ваты- разница в занимаемом объёме колоссальная. Главная движущая сила человека- это дух, сколько же в нас должно быть невесомой субстанции, чтобы перевесить хотя бы один гвоздь?

Как правило в нас преизбыточествуют человеческие пороки и погрешности, а недостаёт терпения, милосердия к тем, кто рядом и других благодетелей. На такую коррекцию и есть единственный смысл тратить свою жизнь. Если человек высокомерен, жизнь будет воспитывать в нём скромность и уступчивость, принижая и гася такое превозношение, «…ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» Луки 18.14. Чтобы такого не случалось- «Больший из вас да будет вам слуга…» Луки 23.11. Мимо человека действительно кроткого и скромного жизнь не пройдёт, он реализует все свои таланты по максимуму, имея одно стремление- быть нужным.

Так же Бог нивелирует не только хорошее и плохое в нас, но и хорошее и хорошее. Когда кто-то избыточно щедр при недостатке разумного подхода, вряд ли это является добродетелью. Существует подвиг юродивых в Церкви, однако это исключение, а не правило. Мы не должны привлекать к себе внимания и быть по-хорошему, как все. Ведь и Иисус во плоти был одним из нас.

Одно исключение всё же существует- любовь. Её не бывает много и она перевесит и поглотит все положительные и отрицательные наклонности. Она сама по себе является золотой серединой. Любовь выше разума, как выше любой рациональности. Более того, она совершенно иррациональна и нелогична. И при всей нашей разумности и рассудительности и прочих человеческих добродетелях, только она может подводить итоги.