Ликбез по здоровому образу жизни. Часть III.

Человеческий организм рассчитан на регулярное движение. Базовые критерии, какой должна быть женщина, мы находим в последней главе книги Притчей c 10 стиха. После озвучивания главных качеств хорошей жены- добродетельность, верность, умение воздавать не злом, а добром, Соломон- Лемуил говорит о её трудолюбии, перечисляя все хлопоты с раннего утра и до глубокой ночи. Забота обо всех, живущих в её доме- в её характере, она испытывает удовольствие от своего служения. И при этом «Крепость и красота- одежда её…» Пр.31.25, она «Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.» Пр.31.17.

Удивительно, что Бог говорит о мышцах чресла- это пресс и промежность- самые уязвимые зоны женского организма. Из-за растяжения во время родов и гормональных перестроек эти мышцы первые теряют тонус. К 50 годам 2/3 женщин страдают недержанием мочи. Кто знаком с восточными гимнастиками, знает, что все упражнения стоя выполняются с «тазовым замком», когда человек контролирует сокращение мышц промежности.

Кроме того, именно мышечный тонус является причиной бодрости у взрослого и пожилого организма, а процессы старения во многом связаны с его потерей. Считается, что с возрастом человек всё больше нуждается в движении и мышечной нагрузке.

Самое лучшее- ходьба, гимнастика на растяжку и комплекс из простых упражнений, которые можно делать дома в проветриваемом помещении или на даче. Если сильно недостаёт общения, можно пойти и в спортзал, но опять же с работающей системой вентиляции; чтобы не было так- набьются, как селёдка в бочке, закроют все окна, включат кондиционер и вперёд к гипоксии.

В приведённом отрывке Писания мы читаем, что хозяйка дома имела помощниц. Мало кто в наше время держит служанок, но привлекать детей и взрослых членов семьи к помощи по хозяйству необходимо.

Испокон веков женщины занимались рукоделием. Мастерство всегда восхищает. Во время перепроизводства, когда можно купить неплохие вещи за бесценок, всё меньше мотивации изготавливать их самостоятельно. Тем не менее, женщины с особенным вкусом много экономят, занимаясь домашним рукоделием. А экономичность- необходимая способность хорошей хозяйки. В предыдущих статьях также упоминалось, что лёгкий ручной труд- лучшее средство профилактики старческого слабоумия (особенно вкупе с изучением слова Божьего).

Ведущий признак человека с высокими жизненными ожиданиями- многозадачность и многозаботность. Мать семейства разрывается между работой (часто- весьма ответственной), мужем, детьми и необходимым уходом за собой. А тут ей навязывают ещё необходимость физкультуры и рукоделия. Жизнь человека очень разная в различных периодах. Конечно, имея маленьких детей, движения всегда в избытке. Однако, дети вырастают, быт налаживается и появляется свободное время. И если его достаточно, то правильно- постоянно быть в состоянии лёгкого труда. Помните поговорку- смена деятельности- лучший отдых. Ведь даже чтение книги- это труд.

Таким образом, следующее необходимое условие сохранения здоровья и хорошего настроения- чередование труда и отдыха. Время от времени, по необходимости не нужно делать ничего. Не читать и не смотреть телевизор. Можно и нужно вздремнуть днём. В зависимости от степени усталости можно провести так целый день, а семью подержать на магазинных пельменях и горячих бутербродах. Мы отдаём любимым всю себя, а потом, по мере воспитания мужа и детей, постепенно отвоёвываем своё личное пространство.

Всегда используйте возможность для отдыха в горизонтальном положении. Изучая жизнь людей, о которых идёт повествование в Библии, мы видим, что они либо ходили, либо лежали. Положение «сидя»- вертикальное, только венозный застой формируется не в ногах, как при стоянии, а в малом тазу. Цивилизованный человек уже тем, что соблюдает приличия, гробит своё здоровье.

Наряду с тем, что Евангелия- это наше всё, необходимо изучать все книги Библии, потому что « Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности.» 2-Тим.3.16. Книги Левит и Второзаконие много говорят об омовениях и относиться к ним нужно как к гигиеническим требованиям. Из некоторых высказываний Иисуса Христа можно сделать неправильный вывод о пренебрежении Учителем этих омовений. На самом деле обличение касается не самих гигиенических норм, а то, что к ним не относятся как к оздоровительным, но воспринимают как часть религиозного обряда.

В истории, где некто фарисей пригласил Наставника к себе в дом, Иисус сделал акцент на том, что «Я пришёл в дом твой, и ты воды мне на ноги не дал, а она слезами облила мне ноги…» Луки7.44. Во многих толкованиях это замечание воспринимают в связи с гостеприимством. В Библии закреплён обычай подавания воды гостю для омовения ног. Нам предлагается песплотное во всех аспектах отношение к словам Писания. Это неправильно. Там, где говорится о духовном, нужно и относиться как к духовному, а там, где речь идёт о нуждах тела, так необходимо и читать. Многие запреты и рекомендации Ветхого Завета несут сугубо гигиенически-телесный, смысл. Мы же, живя по духовным законам Нового Завета, пытаемся воспринимать их, прилагая к жизни внутренней.

В частности, Писание говорит о женской нечистоте, связанной с месячными и родами. Мы обсуждали этот вопрос в статье «О нечистоте физической и духовной.» По сей день многие женщины в глубине чувствуют обиду на Слово в связи с этим. Но разве Слово неправо? Уж наверное неправ тот, кто читает, не понимая смысла.

Но также слово Божье обладает невероятной глубиной, а учитывая, что всё внешнее имеет свой источник внутри человека- в осознаваемой душе и неосознаваемом духе- по указанию Духа Святого в зависимости от ситуации можно рассматривать внешние проявления и в духовном аспекте. Конечно, женская нечистота имеет свою первопричину- ослушание Евы (а в ней- всех женщин) в Эдемском саду и наложение на неё проклятия мученического репродуктивного возраста. Но думать об этом каждые критические дни совсем не стоит. Мы просто заботимся о теле и больше отдыхаем в это время. А Господь со Своей стороны предусмотрел изоляцию женщины в такое время, выведя её за стан (из круга обычных забот- Чис.5.1-3).

Вывод прост. «За всё благодарите…»2-Фесс.5.18. Старайтесь в своём устройстве и в жизненных ситуациях видеть прекрасный замысел Божий. Сохраняйте и взращивайте в себе то лучшее, что даровано вам, по мере необходимости искореняя пороки и нивелируя недостатки. Радуйтесь, служа своим близким и людям вообще. А при нехватке сил, всегда рассчитывайте на Господа, «…дающего всем просто и без упрёков…»Иак.1.5.