История Церкви Христовой неоднородна и полна разногласий. Истории взаимоотношений отдельных людей с Господом также различны. Нет определённой формулы, по которой строятся отношения. В силу того, что люди очень и очень разные, Бог имеет к каждому Свой подход, говоря к нам понятным языком.
Помимо индивидуальности личной, мы приобщаемся к определённой церковной деноминации, где учение, в целом согласное с другими конфессиями, отличается по чувственной, эмоциональной составляющей. Накладываясь на наш собственный темперамент, эти представления резонируют или диссонируют с нами. Отношения с Господом строятся на субординации, как и всё в духовном мире облечено порядком и подчинением. Но наряду с этим, есть место и чувственным переживаниям. Мы хотим не только умственной, убеждённой интеллектом веры, но и живого чувства Бога, так же, как прикосновения к любимому человеку. При сложном устроении человека, нам необходимо воспринимать любимого Господа всем существом, включая и органы чувств- слышать, видеть и осязать Его.
И Ветхий и Новый Заветы завязаны на призыве о любви к Господу. «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь…» Матф. 22.37. Это ясно, но отсюда вопрос: возможно ли исполнить заповедь о любви, не имея чувства любви? По-человечески казалось бы- нет, невозможно. Любовь- краеугольный камень Христианства. Библия говорит, что можно быть посвящённым во все духовные тайны, иметь сверхъестественные дарования и быть святым в глазах людей, но только любовь знакомит нас с Богом, без любви Он не знает нас. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я- медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» 1-Кор. 13.1-3.
Одно важное «но». Для Бога любовь- это не чувство. Любовь- это мотивированное и вдохновлённое Им самим действие, потому что «Бог есть любовь» 1-Иоан.4.8.
Мы неоднократно говорили на тему любви (статья «Вера, надежда, любовь», «О любви, браке и разводе»), чем она характеризуется, и снова обратимся к 1-му посланию Апостола Павла к Коринфянам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» 1-Кор.13.4-8.
У всех нас разная способность воспринимать и проявлять нежность, но если человек в своих мыслях и поступках соответствует перечисленным признакам, можете быть уверенны- вы поступаете по любви, а значит любите. Если это относится к Господу- принимаете от Него то, что Он даёт, не споря, проявляете терпение и надежду, не сомневайтесь- вы любите Его, несмотря на то, что никаких особенных чувств по отношению к Нему вы не ощущаете: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его…» 1-Иоан.5.3.
Если вы таким образом стараетесь быть рассудительной и в отношении как близких, так и недругов, недалеко от вас Царствие Небесное. Именно такого подхода ожидает от нас Христос, когда говорит о любви к ближним или врагам, а не того, чтобы мы вешались человеку на шею, рассыпаясь в любезностях.
Несмотря на то, что мы совершенно правы, желая испытывать любовь и как чувство, во всей полноте, стоит быть благодарной существующему порядку вещей- вы застрахованы от опасной крайности, в которую впадают люди излишне эмоциональные. Православная церковь формулирует такое состояние как «прелесть». Человек ищет ощущений больше, чем истины как вразумительного знания, убеждённой веры и практического милосердия. В результате- запутывается в ложных откровениях, опирающихся на чувства.
Дело в том, что чувства, как неотъемлемая часть плоти (души, соединённой с телом), первые выпадают из воли Божьей. Самая устойчивая ко греху часть человека- его разум со способностью к рассуждению, синтезу и анализу. Поэтому всё, что мы воспринимаем через ощущения, должно проверяться аналитически в сравнении со словом Святого Писания. Главное- укорениться в истине. И тогда вы правы, если при этом ищете любви как чувства.
Церковные Предания говорят о святых, которые доходили до полного отчаяния, ища чувственного откровения о Боге. Вряд ли стоит так изводить себя. Бывает, что человек много лет не испытывает нежных чувств по отношению к Иисусу, при этом имеет чувство стыда за свои грехи и чувство благодарности к Богу за прощение, что намного ценней.
Но Бог также видит любую нашу нужду, и в одном моменте истины может открыться так, что человек вспыхнет любовью. Говорите Господу обо всём, что вас беспокоит, просите у Него всего, в чём нуждаетесь. Существуют свидетельства, когда женщины, десятки лет не получавшие любви от мужа, на закате репродуктивной функции, совершенно неожиданно испытывали физически любовь Божью. Можно объяснить это гормональным всплеском, однако они точно знали, что эти ощущения связаны с Духом Святым. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам.» Матф.6.33.
Каждому Господь хочет дать откровение в Своей близости. Истинность такого откровения будет не в демонстрации своих нежных чувств к Иисусу «сладчайшему», целовании креста и Евангелия (и Иуда пришёл к Учителю с предательским поцелуем), а в желании сохранить ощущение близости со Христом в своём сердце навсегда. А учитывая, что Иисус- жених для Церкви, то есть для всех нас, тайна близости с Господом для всякого человека аналогична тайне близости мужа и жены за дверями спальни- об этом не болтают с подругами, а сохраняют между собой и Им.