Одно из мест Писания, со всей очевидностью свидетельствующее славу Божью, говорит о Преображении Иисуса Христа: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия…» (Луки. 9:28-30).
В комментариях вы будете слышать различные версии, объясняющие причины и смыслы такой славной компании. Можно увидеть в мужах Божьих представительство: в Моисее — закона, в Илие — пророческого действия; два пути, которыми Господь взывает к человечеству.
Также отцы Церкви предполагают, что святые собеседники опять же являются представителями людей, находящихся в разном состоянии: Моисей — мёртвых, Илия — живых, так как предположительно взят живым на небо (4 Цар. 2:11). Однако с такой же вероятностью можно констатировать, что его преемник Елисей увидел духовный образ смерти учителя, благодаря своему пророческому дарованию, а не буквальное телесное вознесение в огне. К этому стоит добавить, что есть ещё одно библейское свидетельство о человеке по имени Енох, о котором с большей уверенностью сказано, что он был переселён на небо, не увидев смерти (Быт. 5:24; Евр. 11:5). Почему тогда не Енох и Моисей?
Мы хотим предложить вам ещё одно объяснение того, почему именно эти люди оказались вовлечены в явление славы Божьей. И оно абсолютно укладывается в дух наших статей, который в каждом слове настаивает, что человек сам творец своего избрания и как следствие судьбы, что Бог не отбирает Себе любимчиков и не назначает генералов по заслугам, но каждый своим сердцем выбирает себе место рядом со Христом, ну или как можно дальше от Него. Само собой подразумевается, что бóльшую часть нашего спасения совершил Господь; уникальность личного решения начинается с данных всем без исключения равных возможностей призвания: «Ибо много званных, а мало избранных» (Матф. 22:14). Точнее все званны, а вот тех, кто сердцем избирает Господа, мало. Именно так и больше никак нужно читать это место.
Таким образом всё, что происходит с нами в отношениях с Всевышним, происходит по нашим просьбам, нашим молитвам и нашим вопрошаниям.
Одно из главных свидетельств об отношениях Бога и Моисея звучит так: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11). Однако далее, в этой же главе приводится диалог, который уточняет их взаимодействие и даже опровергает это «лицом к лицу»: «Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобой всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе видеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо» (Исх. 33:18-23).
Абсолютно недвусмысленным образом здесь говорится, что Моисей, беседуя «лицом к лицу» с Богом, собственно лица Его не видел. В данном повествовании «лицом к лицу» действительно подразумевается в кавычках, то есть аллегорически. Но Господь ни одну нашу просьбу не оставляет без внимания и при благоприятном моменте Он обязательно отреагирует на неё. Момент для буквального ответа на просьбу Моисея сложился на Горе Преображения. Во Христе Иисусе Бог поворачивается лицом не только к Моисею, но и ко всему человечеству. И только имея в виду этот момент, Бог констатирует без всяких кавычек, что Он говорит с вождём народа, как с другом, лицом к лицу. Только так, читая Ветхий завет через Иисуса Христа, можно получить откровение свыше, а не только историческую справку.
Интересно, что явление Господа Бога пророки описывают как явление славы Божьей, в частности Иезекииль (Иез. 2:1). Совмещая в нашем откровении обетования Божьи и их исполнение в Сыне, в данном случае в Преображении Иисуса, правомочно «славу Господню» заменить Сыном. Получается ровно тот смысл, о котором мы говорили в предшествующей статье «Саваоф». Сын является не только исподним Отца, но и Его славой.
Слава Божья — уникальное явление. Она ничего не имеет общего с человеческой известностью, популярностью. Слава — подтверждённое достоинство. Кто как не Сын сделал это? «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (От. 5:12).
Читая внимательно слова, сказанные вождю Израиля, можно увидеть, что это несколько не то, что думалось и говорилось людьми о Яхве. Сам о Себе: «кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею». В представлении людей: «И они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования» (Иов. 37:12-13). Сам Бог хочет только миловать и жалеть, только бы люди были к этому восприимчивы: миловать тех, кто принимает эту милость, жалеть тех, кто не принимает. И эту возможность Он обретает в Сыне.
Продолжение следует…