Кто хотя бы немного знаком с Писанием, знает, что больший акцент Бог ставит на исполнении всякого добра по отношению к ближнему. Отсюда правомочный вопрос: «а кто мой ближний?»Луки 10.29.
Начало этого понятия мы видим в Ветхом Завете. Упоминания о ближних встречаются, когда речь идёт уже о целом народе Божьем. Бог использовал данное слово в заповедях, данных через Моисея (Исх.20.16-17). Первоначально Бог Всемогущий имеет дело с отдельными личностями, ищущими близость с Ним. Он так и именуется- «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» Исх.3.6. Во время повествования о них, слово «ближний» не используется, так как речь идёт о семье и её членах. И сейчас, говоря о членах своей семьи, мы употребляем слово «близкий», а не «ближний», подразумевая их, как своё второе «я». Понятно, что в отношениях с близкими работают свои особенные законы. По мере расширения круга родственников, эти законы ослабевают, но всё же имеют место. Мы помним, что с родственниками нас связывает кровное родство и мы не можем относиться к ним, как ко всем людям. В такой ситуации, когда родственников целый народ, слово Божье и вводит понятие «ближний»- не непосредственно член семьи, но и не совсем чужой.
Примечательно, что из всех заповедей о ближнем говорится только в последних двух: «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.» Исх.20.16-17. Отсюда можно сделать вывод, что предыдущие заповеди запрещают согрешать определённым образом против всех людей: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради.» Исх.20.13-15.
Что же, против чужих можно лжесвидетельствовать и завидовать? Почему сделан акцент именно на этих грехах в отношениях с ближним кругом? Очевидно, что предать, например, может только близкий друг. В силу того, что он пользуется особенным доверием, и именно поругание над этим доверием делает грех предательства особенно болезненным. Чужой человек не может согрешить подобным образом. Так и с этими понятиями- определённую боль нам могут причинить только в ближайшем круге. Дальние ничего не знают обо мне, поэтому не могут ни свидетельствовать, ни лжесвидетельствовать. И я не вижу ни дома, ни жены человека, живущего за тридевять земель, а дом соседа и его жена постоянно перед глазами- трудно не обратить внимание.
Итак, ближний- из народа твоего: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.» Лев.19.18. Бог очертил довольно большой круг- из Египта вышло несколько сотен тысяч израильтян- это целый город. А учитывая, что мы все живём в рамках одного народа, получается, что ближние- все земляки и соседи, а не только родственники. Так или иначе, а «от одной крови Он произвёл весь род человеческий…» Деян.17.26.
В Новом Завете Библия продолжает делать акцент на этой теме. Иисус не отмахнулся от вопроса «кто мой ближний?», но расширил понятие, выйдя за рамки соплеменников, рассказав притчу о добром Самарянине (Луки 10.30-35): ни один из единоверцев не помог попавшему в беду человеку, только добрый прохожий из народа пренебрегаемого подобрал его и оплатил уход за ним. Человек, который задавал Учителю вопрос, знал ответ на него из закона Моисеева. Господь, мало того перевернул представление иудеев об этом, но и задал новую загадку посредством своего ответа: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же.» Луки 10.36-37.
Очевидно, что Самарянин был ближним для раненого. Исходя из рекомендации Иисуса поступать так же, которую он дал в качестве ответа на вопрос, и раненый был ближним для Самарянина. Но в какой момент он стал ему ближним? В момент, когда тот пожалел его. Люди, которым мы оказываем милость, видят в нас ближних, и получается, и мы в них. И что сначала- мы оцениваем человека, как ближнего, и потому оказываем милость, или после оказания нашей милости, человек становится нам ближним? Ответ Иисуса говорит в пользу второго- сначала действие. Вопреки простой линейной логике- он мой добродетель, потому он и ближний, Божья логика звучит иначе: ближний для тебя тот, кому ты оказал милость.
Люди очень разные. Мы все только выглядим одинаково, а носим внутри себя- кто Царствие Божье, а кто- преисподнюю. Российские тюрьмы забиты россиянами, которые совершают преступления против россиян же. В храме Христиане хамят Христианам. И на фоне растущего недоверия друг к другу, круг ближних в действительности сужается до ближайших членов семьи. Слово Божье одобряет такой подход: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного.» 1-Тим.5.8.
Семья- это первый круг ближних и начало нашего духовного спасения. Зачастую мы не выбираем их, как своих родителей, братьев и сестёр, их нам даёт Господь для тренировки исполнения заповедей в первую очередь на них. Временами случается, что «…враги человеку- домашние его.» Матф.10.36, но если вы находитесь в постоянном состоянии войны с членами семьи, то вы и не Христиане вовсе.
Бывает, что духовное родство возникает с другими людьми, не родными по крови, а с кровными родственниками нет полного понимания. Так было и в жизни Христа- «…братья Его не веровали в Него.» Иоан.7.5. Но пришло время, и все они стали близки (Деян.1.14).
Так и идёт по жизни- далёкие становятся близкими, близкие на время становятся далёкими. Мы приобретаем когда-то чужих людей, оказывая им милость и тем впуская их в свою жизнь. В то же время изо всех сил держим сердцем людей, уже ставших нам дорогими.
Итак, как узнать, кто мой ближний? Только по расположению собственного сердца. А по пути к совершенству оно учится вмещать и семью, и соседей, и весь народ, и другие народы- “доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.» Гал.6.10.