В этой статье мы начинаем обсуждение темы, которой пронизано всё Писание. Тема имени. Этот вопрос интересен, глубок и таинственен. В чём же тайна?
Их две. Первая: Имя напрямую связано с жизнью, одушевлённостью. Слово Божье говорит, что при вхождении первого человека в мир он нарёк «…имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» Быт.2.20. В то время как неодушевлённым предметам положено название.
Об этом же говорит и грозно- предостерегающее Слово Бога в конце бытия: «…ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв.» От.3.1.
Именами наделены не только люди и животные, как тварные существа, но именем обладает и Творец. Методом обратной логики мы заключаем, что Он- Живой Бог с присущей для жизни любовью к ней и неприятием смерти, как её разрушительницы.
Тайна вторая: имя отражает базовые характеристики существа- его сущность. Почему в рассмотренном отрывке об именовании Адамом всякой живности вдруг сказано: «…но для человека не нашлось помощника, подобного ему.» Быт.2.20? Дело в том, что давая имена существам, он проникал в их сущность, и имя отражало главные черты того или иного творения. Названия и понятия так же обладают этим свойством- нести компактный набор характеристик, но за ними нет личности. Слово «личность» от слова «лицо». Но у животных нет лица! Поэтому их имена, как представителей родов и видов пишутся с маленькой буквы, такое написание- нечто среднее между названием и именем- рыба, скорпион, собака. А вот, приручив и имея личное отношение к животному, хозяин, выделяя и акцентируя индивидуальные особенности, наделяет его…всё-таки не Именем, а Кличкой.
Так же и с людьми. Как представитель одушевлённого мира, он обозначен, как «человек». Адам, увидев женщину, задуманную, как его и сотворённую из него, сказал: «…вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.» Быт.2.23.
«…Адам дал имя женщине. Он дал ей особое и уникальное имя- он назвал её своим именем. Это не был эгоистичный поступок: напротив, это отражало характер их близких взаимоотношений. В еврейском языке этот стих звучит так: «Она будет называться Ishshah, потому что она взята от Ish.” (Боб Яндиан. «Одна плоть.»)
Но лишь по- настоящему познав её, в том числе в грехопадении, и поняв её сильные и слабые стороны, он даёт женщине принадлежащее только ей имя- Ева (жизнь), «…ибо она стала матерью всех живущих.» Быт.3.20. Она получила личное имя, имя собственное, которое пишется с большой буквы и является отражением присущих только ей личностных особенностей.
В наше время и в нашем языке человек имеет сложное имя, состоящее из имени, отчества и фамилии. До XX века полным личным именем считалось имя- отчество, теперь оно упростилось до просто имени. Человека идентифицируют по его собственному имени, по его отцу (отчество) и по принадлежности к отцовской семье (фамилия)- такова традиция русского народа. Скорее всего, она взята из традиции Библейской, где родословие тех или иных людей, в частности и особенно- Иисуса, Сына Божьего, прослеживается от первого человека. Если бы была возможность построить родословие любого человека- оно также имело бы источник в Адаме.
Люди, жившие в ранних цивилизациях (в частности славяне), часто имели несколько имён. Настоящее личное имя было сакральным, его знал только ближний круг. В общении с другими людьми использовалось другое имя, а по мере социализации часто появлялось прозвище, которое характеризовало носителя в соответствии с его умениями или месту, занимаемому в обществе. О таких именах- прозвищах нам известно из приключенческой литературы о жизни, например, американских индейцев. Подобные традиции сохранились и у малых народов Севера.
Об этом же мы читаем и в Библии- Бог часто переименовывал людей в зависимости от их миссии, что неизбежно влекло перемену их сущности. А может сначала человек менялся, а потом получал новое имя? Или Господь, видя предпосылки этих перемен, пророчески менял и имя? Это сокрыто от нас. Ясно одно- характер и судьба человека всегда связаны со значением его имени.
Два самых ярких примера из Священного Писания вспоминаются по такому случаю. Первый: из истории об Иакове, описанной в Ветхом Завете (Бытие 25.21-34, 27гл., 32 гл.). Иаков- внук основоположника веры в Бога Всемогущего- Авраама и весьма примечательная личность. Само имя его имеет значение «обманщик». Нам покажется странным, что так можно было назвать ребёнка, но Библия описывает ещё более странные имена и пути их получения (Осии 1 гл.). Мать Иакова Ревекка носила двойняшек и вопросила Господа об их судьбе. Ей было дано пророчество, из которого она сделала вывод, что младший сын получит первенство (Быт.25.22-23). Получение отцовского благословения Иаковом по научению матери было связано с обманом, его имя либо реализовалось, либо сыграло с ним злую шутку.
Читая такие истории человеческих жизней, может создаться впечатление, что Бог мало того оправдывает подобные действия, но прямо- таки Сам толкает людей на недостойные поступки. Как случилось с Иудой Искариотом. Однако, при внимательном прочтении становится очевидным, что человек не всегда слышит именно то, что говорит Бог, он самостоятельно интерпретирует Его слово и поступает в зависимости от своих наклонностей, настроения и чего там ещё. Нигде Слово не осуждает избранных Божиих, но и нигде не сказано, что Он одобряет их дурные деяния. Бог не испытывает необходимости в предательстве Иуды для осуществлении миссии Иисуса Христа, как Ему не нужен обман Иакова и Ревекки. Так и любая наша ложь не входит в Его планы. Это всё кривые дорожки, а Бог, как Великий Математик всегда за кратчайший путь- прямой и честный.
Продолжая повествование о жизни Иакова, в 32 главе книги Бытия Библия рассказывает нам об одном интересном приключении, в результате которого он получил новое имя- Израиль. При переводе с еврейского языка мы не сможем воссоздать его точно, оно приобретает разные и даже противоположные смыслы. Чаще всего оно трактуется как «борющийся с Богом» в смысле против Бога. Однако значение может быть и таким- «борющийся с Богом», то есть вместе с Богом.
Второй пример- из Нового завета- и касается ближайших учеников Спасителя. Мы читаем, что Иоанн и Иаков получили прозвище «Воанергес»- «сыны громовы» (Мар.3.17), Фома именовался «близнец», к которому потом прилепилось несправедливое прозвище «неверующий». Но самое драматическое переименование пережил Апостол Пётр.
Это теперь он нам известен как Пётр и значение его имени- «камень». Его имя по рождении- Симон. У Иисуса с Учеником вообще получился примечательный разговор: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты- Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты Симон, сын Ионин …и Я говорю тебе: ты- Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…» Матф.16.15-18. Апостол духовными глазами увидел сущность Учителя, в ответ на это и вследствие этого получил новое имя в качестве жизненной установки.
Родители, через которых мы пришли в мир дали нам имя. И Бог говорит, что знает каждого из нас по имени. «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя…и устроивший тебя…: не бойся, ибо я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.» Ис.43.1 Вставьте вместо многоточия своё имя и вы услышите призыв Божий.
Слово Божье сообщает, что в новой жизни с переменой естества мы получим новое имя, и уже теперь «…имена ваши написаны на небесах.» Луки 10.20. А узнаем мы их тогда, когда «…дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.» От.2.17.
Произнесите своё имя, попробуйте его на вкус, насладитесь им и полюбите его. Это имя, по которому вас знает Сам Бог!