О разуме и мудрости.

Мы говорили о голосе сердца и о том, как слышать голос Божий внутри себя, и выяснили, что ключ- в рассудительности. А между тем, часто в проповедях мы будем слышать о противопоставлении сердца и ума. Это важный вопрос и на нём стоит остановиться поподробней. Во-первых, никогда не надо упускать из виду, что человек-лучшее творение Божье. Он создан уникальным и совершенным, и нет в нём, как творении ничего ненужного, второстепенного или порочного. И всё в человеке должно славить и жить для Господа. Грех в человеке, то есть его своеволие исказил замысел Творца. И с этого времени человек потерял возможность вполне доверять себе- своему выбору, своим чувствам и уму. Он встал на путь познания добра и зла, и теперь всё в нём смешалось в чудовищный винегрет. Чувства противоречивы, мысли опровергают одна другую, и нас раздирают эти противоречия- мы действительно порой не знаем, что правильно.

Именно такое состояние противопоставляется голосу сердца. Разумеется, если в нём обитает Бог. То есть слово Божье. Это условная формулировка, потому что Слово мы также воспринимаем и анализируем в разуме. Той частью ума в составе души, которая стремится к разумному, доброму, вечному и вместе с духом человека образует его сердце. А когда Слово осознано, оно усваивается, складываясь в духе, где потом само становится источником жизни внутри человека. Это значит, что , когда своим человеческим умом мы не знаем, как поступить или не видим выхода из ситуации, в молитвенном состоянии из сердца приходит совет от Господа, его высшая правда и мудрость, которую мы также принимаем, анализируем, как её применить практически, на уровне разума. У слова Божьего неограниченные полномочия, оно действует и помимо нашего практического осознания, меняя мир, однако процесс внутри человека выглядит именно так.

«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков…» Иак.1.5. Действительно умный человек легко признается в необходимости мудрости свыше. В этом его ум. Ум человека способен правильно поставить вопрос, а ответ только во Христе. Чем умней человек, тем точней и безысходней будет сформулирован вопрос, и тем верней будет его дорога к Богу. Все по- настоящему умные люди- со Христом. «…Он не благоволит к глупым…» Еккл.5.3. «…оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума.»Пр.9.6.

Как мозг, являясь частью тела вмещает ум , так ум, являясь частью души, вмещает мудрость свыше. Разумеется, всю её он вместить не может, но не сомневайтесь- то, что необходимо для жизни конкретного человека- поместится.

С чего начинается мудрость Божья и как её распознать? «Начало мудрости- страх Господень…» Пр.9.10. «…мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.» Иак.3.17.

Рассмотрим подробней. Мудрость от Господа приходит в момент признания полного своего бессилия решить какой-то вопрос. Для людей, мало знакомых со Словом, решение может придти во сне, как озарение или через другого человека. При глубоком погружении верующего в знание слова Божьего, у него значительно больше возможностей получать мудрость свыше изнутри. Это кратчайший путь- Господь незамедлительно даёт ответ. Если осознания своей ограниченности не происходит и человек «безрассудно надмевается плотским своим умом»(Кол.2.18), он так и ходит по замкнутому кругу, а ситуация на многие годы остаётся неразрешённой, мешая ему двигаться дальше.

Итак, мудрость, сходящая свыше чиста…Это касается мотивов. Для чего вы просите мудрости? Решить финансовые вопросы с прибылью? Красиво говорить Слово за кафедрой? Быть умней всех и сделать карьеру в церковной иерархии? Заткнуть мужа за пояс? Мудрость от Господа приходит только для решения жизненно важных вопросов. Мы имеем пример в Писании в лице царя Соломона: «…я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.» 3-Цар.3.7-10.

Мирна…Если нет серьёзных причин для вражды, желательно находиться в мире со всеми людьми. Христиане не могут иметь врагов среди людей( понимайте правильно, речь не о военном, а о мирном времени, об обычной жизни), «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.» Еф.6.12. Люди совершают дурные поступки, потому что движимы этими духами. Бог осудил не человека, но грех во плоти. И пока человек полностью не перевоплотился в этот грех, есть надежда на спасение Христово.

Скромна…Скромность- противоположность тщеславию. Тщеславие хочет, чтобы его заметили, похвалили, восхитились, и, как оно считает, воздали должное. Может, по-человечески, оно и право, но не по- Божьи, потому что ищет своего. Скромность хочет быть в тени, для неё главное, чтобы истина была усвоена, она не будет заявлять об авторских правах. Она знает, что источник любой добродетели- Господь Бог.

Послушлива…Больной мозоль…Человек, послушный Богу, легко подчиняется правилам субординации. Он не будет нарушать заведённый порядок и лезть «наперёд батьки в пекло». Для женщин особенно болезнен этот вопрос. Беда в том, что мы перестаём видеть в себе, как в женщине, Божье благословение. Нас не радует женская доля и положение. Всё мы стремимся занять место мужчин- рады бы даже роли священника. Только будет ли вам это по силам- слушать откровения на исповеди и не скатиться в сплетни и осуждение? Или не заболеть от безысходности на фоне предменструального синдрома, когда итак жизнь не в лучшем цвете? Пусть мужчины делают своё дело. А нам нужно изо всех сил поверить, что жизнь женщины- в любви, нежности и терпении. Очень трудные добродетели.

На послушании стоит Церковь. Правильная иерархия обеспечивает её стабильность. И касательно нашей темы: «…мы имеем ум Христов.» 1-Кор.2.16. Только когда мы в общении и находимся в правильных отношениях, мы имеем ум Христов. Не отдельный человек, но Церковь имеет ум Христов.

Полна милосердия…Это понятно. …и добрых плодов… «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» Гал.5.22.

Беспристрастна…Когда ты не будешь оправдывать своего ребёнка в тех случаях, где других порицаешь. Или себя.

Нелицемерна…Надо показать плоды духа, я вам покажу. Хорошо, когда любовь и радость искренние, а не показные. Если пока вы их не имеете, не тужьтесь, а просите Господа, чтобы Он дал их вам и научил радоваться тому, что есть единомышленники и любить людей, жалея их и сочувствуя им.

Мы перерождаемся в Божью сущность путём покаяния. А покаяние (греч.-μετάνοια , метанойа)- перемена ума, изменение мышления. И та мудрость свыше, которая приходит в наш разум в результате покаяния, является тем «древом жизни» (Пр.3.18), к которому мы стремимся.

Таким образом, напитываясь Словом, находясь в общении с «братьями по разуму», путём проб и ошибок, мы имеем возможность упражняться и приобретать сердце мудрое. Екклезиаст говорит: «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для каждой вещи есть своё время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет, кто скажет ему?» Еккл.8.5-7. У человека мудрого есть возможность поступать правильно, а главное вовремя.