Принято считать, что совесть человека- это голос Божий внутри него. Так ли это и можем ли мы вполне доверять голосу совести?
Библия не содержит конкретной формулировки совести, но говорит о ней. Исходя из общепринятых трактовок, совесть- это та часть нашего сознания, которая содержит понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Это место судилища внутри человека, нравственные законы которого формируются в зависимости от обстановки, системы воспитания, норм, принятых в обществе.
Спартанцы, уничтожая слабых младенцев поступали, в нашем представлении, жестоко, но их совесть говорила им обратное. Лучшие люди периода просвещения, радели за укрепление рабовладения, и их совесть была совершенно спокойна. Фашистская Германия, современная Америка с их представлениями о собственной исключительности породили определённые критерии их совести. Иногда эти критерии настолько отличаются от общепринятых норм, основанных на утверждении, что все люди имеют право на жизнь и свободу, что их обладатели воспринимаются как бессовестные. А их совесть их не осуждает.
Оказывается, исходя из слова Божьего, совесть может быть порочной(Евр.10.22), немощной(1-Кор.8.12), осквернённой(Титу1.15), полной мёртвых дел(Евр.9.14).
Но также бывает чистой(1-Тим.3.9) и доброй(1-Тим.1.19).
Конечно, если человек научен в законе Божьем, совесть может удержать от неверных шагов, даже если он сам по натуре жесток-на сделки с совестью идти очень опасно, это может закончится душевной болезнью.
Так в истории с книжниками и фарисеями, взявшими женщину в прелюбодеянии. Они поступали по закону, повелевавшему предать её смерти, и думали, что поступают по совести, т.е.правильно. Но слово Иисуса обратило их совесть на себя: « Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних…» Иоан.8.9. Это важный нюанс. Совесть человеческая разбалансирована, и с большим удовольствием судит других. Слово Божье ориентирует её на самого владельца. Это первая и правильная реакция сознания на Слово. Если мы слышим проповедь, и тут же ищем недостатки в других, то дело совсем плохо, такая совесть работает как атипичные опухолевые клетки, не способные к нормальной функции. « …для чего моей свободе быть судимой чужой совестью?» 1-Кор.10.29. Но при адекватной реакции, люди, даже не воспитанные в законе Господа, имеют возможность поступать правильно, рассуждая и судя свои поступки. « Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» Рим.2.15.
Как следствие, совестливый человек попадает в замкнутый круг. Вспоминаются все проступки прошлого, а совесть с течением времени всё больше возвышает свой голос и жизнь становится совсем невыносимой. Эти прошлые, мёртвые уже дела, сваливаются грудой в нашей совести, и страшно смердят, отравляя наше настоящее. Поэтому жизнь просто по совести превратится в лесопилку, где до конца дней мы будем сгрызать себя.
Господь хочет освободить нас от такой судьбы: « Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Евр.9.14. Бог уничтожает наши постыдные деяния через принятие Его прощения. Приучайте себя к такой мысли и настаивайте на этом, когда память будет вам подсовывать ситуации из прошлого. Взращивайте такую веру внутри себя до безоговорочной уверенности. Никто за вас этого не сделает. И не надо у Бога вымаливать прощение, как будто Он не хочет Его давать. Нормально некоторые грехи выбаливать, но не вымаливать, отмаливать и т.д. Хотите быть свободными, счастливыми и не растерять своё предназначение, достигайте в этой главной проблеме Христианского хождения- принятие Божьего прощения посредством искреннего покаяния- твёрдой веры. Постоянно взираем на Христа- его Кровь покрывает ВСЕ грехи. Нет такого, что мог бы сделать человек, чего не может покрыть Божья любовь. Грех Иуды не столько в предательстве(чем Пётр поступил лучше, отрекшись от Господа?), сколько в неверии в Его любовь и возможность прощения.
А далее «…как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни.» Рим.6.4.
Исходя из всего вышесказанного, будем доверять Господу больше, чем себе, а к голосу совести прислушиваться только тогда, когда она говорит как слово Божье в духе любви и кротости, поэтому « Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью…» Колос.3.16.