Мы уже говорили о покаянии и исповедании греха. Теперь рассмотрим механизм дара покаяния. Осознание его жизненно важно, потому что только через обличение и покаяние мы имеем возможность приходить к Богу. И в этом вопросе столько злоупотреблений, что мы ещё не раз будем возвращаться к нему.
Обличение- способность видеть свой грех глазами Божьими. Сам по себе человек не имеет такой способности, так как мы воспринимаем себя со своими хорошими и плохими качествами как своё «я». И свои погрешности мы также воспринимаем как часть своей личности. Абсолютно необходимо уяснить, что обличает только Господь, Он один имеет право называть твой грех. По одной простой причине- Он один свят. И говорить Он будет об этом в первую очередь с тобой, а не с кем-то. Господь не сплетник, не наушник и не брехучий телефончик. Бог больше всех ненавидит грех и Он всегда готов оповестить об опасности разлуки с Ним из-за греха, лишь бы и человек разделял устремление Божье в этом вопросе.
Под обличение часто маскируется осуждение. Оно может приходить от дьявола или от людей, но никогда от Бога. Пожалуй, осуждение- это самый распространённый грех, и страдать нам им пока мы умеем думать и говорить. Люди считают, что имеют право замечать чужие грехи, потому что якобы ими не страдают. Но Библия говорит по-другому: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.» Матф.7.1-5. Вечные слова! Следуя логике слова Божьего, мы видим в ком-то грех по одной причине- потому, что сами страдаем тем же- у кого что болит, тот о том и говорит. Конечно, у профессионального врача намётан глаз, и он иногда с расстояния определяет недуг. Мы, находясь во Христе, многое видим очень глубоко, и действительно можем подметить в человеке, чего он сам не замечает- а у вас вся спина белая. Но конкретный специалист является врачом для конкретного пациента только когда тот обратится к нему за помощью. И работать он будет по факту болезни, не углубляясь в истоки и начав с обезболивания. Обезболивание (оно есть милосердие)- это всё, на что мы имеем право. Хирург у нас один- Господь Бог. Он обличает, Он и врачует. Он ставит диагноз, Он и назначает лечение и осуществляет его.
Что касается сучка и бревна. Пока ты вытаскиваешь из своего глаза бревно, столько боли и стыда натерпишься, что не полезешь тут же ковырять в чьих-то глазах. На самом деле сострадание- это не просто психическое явление, а совершенно физиологическое. Учёные определили, что у человека, наблюдающего за чьей-то болью, возбуждаются ровно такие же участки коры головного мозга, как и у человека, реально испытывающего боль. То есть, наблюдатель реально переживает боль другого. И в таком случае служить человеку, в котором видишь грех, захочется только молитвой и милостью.
Сложная задача у пастырей. Они несут ответственность за паству и следят, чтобы не было какой заразной ереси. Они облачены властью и им необходимо исполнять слово Божье об обличении. «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.» 1-Тим.5.20. Мы не наблюдаем такого в церкви, потому что пастыри милостивы, жалеют чад и помнят, что они сами- люди. Надо понимать, что все места Писания, говорящие об обличении человека человеком относятся к служителям. Они, находясь в служении Слова являют собой образ Божий и имеют право на то, что не распространяется на Христиан вообще. На них особенное помазание. Нужна небывалая мудрость и сострадание, чтобы на них ещё и исполнилось Слово: «…а обличающие будут любимы…» Пр.24.25.
А всем Христианам принадлежит Слово: «Братия! Если впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым.» Гал.6.1. И помните, что указующий перст- это всегда осуждение.
С осуждением в виде обличения приходит и враг человека. Как это выглядит? Вы выстрадали в покаянии какой-то грех, верой получили прощение. Вы должны точно знать внутри себя и стоять на этом твёрдо, что Бог милостивый простил вас. С какой искренностью и стыдом было покаяние, такой силы должна быть и вера в любовь Отца. Нет такого греха человеческого, который не смогла бы покрыть драгоценная кровь Иисуса Христа. «Если будут грехи ваши, как багряное,-как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как вóлну убелю.» Ис.1.18. И вот, имея всё это в своём сердце, к вам снова приходит чувство вины за уже мёртвый для вас грех. Это не Бог говорит вам. Бог забыл этот грех навсегда: «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой.» Ис.38.17. Это ощущается дьявольское осуждение. Напомните себе, а заодно тому, кто вам навязывает вину, что этот грех вам не принадлежит, и Бог простил вас.
Иногда верующие впадают в крайность- спешат избавиться от всех грехов сразу. Формируется серьёзная ненависть к греху и к себе заодно. Ненависть к греху- нормальное отношение живого Христианина. Ненависть к себе, как к творению недопустима. Человек не имеет права неприятия того, что Бог принимает. Доверьтесь любящему Господу. Он ненавидит грех больше всех, но Он жалеет людей, помня, что они- плоть. Мало-помалу, под чутким Божьим руководством, всё в своё время. Если настали спокойные дни- радуйтесь. Не надо стремиться из огня да в полымя, дайте себе отдышаться и просто ощутить радость жизни. Жизнь не состоит из одних искушений. Главное для нас- быть готовыми принять обличение от Господа в любое время, не оправдываясь и «не переводя стрелки» на кого-то. А о Господе будьте уверенны, что увидев в вас прегрешение, Он не промолчит. «Насадивший ухо не услышит ли? И образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит,-Тот, Кто учит человека разумению?» Пс.92.9-10.
Читать людей очень несложно. Они сами всё говорят о себе. Дайте человеку возможность говорить минут 5, и он начнёт говорить о том, чем он живёт. Достаточно проявить внимательность, и вы будете знать, что у него в сердце, «Ибо от избытка сердца говорят уста.» Матф.12.34. Поэтому и сами будьте бдительны и тщательно выбирайте, какой пищей кормить свой дух, потому что «…речь твоя обличает тебя.» Мф.26.73, а «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.» Мф.12.37.
И последнее. «…кто ненавидит обличение, тот невежда.» Пр.12.1. Если выбрать путь нереагирования на Божье обличение и оставаться с дурным характером, вредными привычками и с собственной глупостью, то вы не будете нужны ни Богу, ни людям, но даже и себе окажетесь в тягость. И никакого совершенства и счастья. Но это точно не наш путь. Будем послушны Господу!