Об одиночестве.

Каждый человек- носитель уникального замысла Божьего. Нет двух человек совершенно одинаково чувствующих и думающих. Если нам удаётся хоть как- то находить общий язык- это уже оптимистично. А в этом всегда есть необходимость, ведь человек- существо социальное.

Вскоре после сотворения совершенного Адама, сам Господь сказал: «нехорошо быть человеку одному…» Быт.2.18. Зачем Адаму нужен был кто-то, ведь он заключал в себе весь интеллект человечества? Ну общался бы с животным миром, завёл себе собаку или кошку, и рассказывал им о мудрости Божьей. И такой выбор делают некоторые люди, не желая иметь дело с себе подобными. Однако, план Божий не такой. Интерес человека направлен, в первую очередь, к человеку. Мы, преодолевая преграды, набивая шишки и обжигаясь, снова и снова выстраиваем отношения с людьми.

Почему, как та сёмга, идя на нерест вверх против течения, неся ущерб в гибели половины особей, претерпевая такие метаморфозы, что превращается совсем уже в другую рыбу- горбушу ( потому что сёмга живёт в солёной морской воде, а горбуша- в пресной речной), чтобы оставить потомство у истоков реки, так и мы приносим себя, свои удобства, своё мировоззрение в жертву другим людям- мужьям, детям, друзьям и недругам? Зачем это нам?

Нас толкает на это желание счастья, а стремление к счастью- один из базовых инстинктов человека. В статье О счастье мы говорили о том, что «блаженнее давать, нежели принимать» Деян.20.35. Отдавая что-то своё, мы можем становиться счастливее. И принимая от кого-то, обогащаемся мыслями, чувствами или материально.

Счастье невозможно без любви. Мы хотим любить и быть любимыми. Ради такой возможности мы готовы сотни раз ссориться и мириться, чтобы любить всё больше. Не ставить крест на отношениях при неудачах, а «забывая заднее, и простираясь вперёд» Филипп.3.13, переходить на новый уровень, и начинать с начала.

Наконец, даже если отбросить стремление духа и души друг к другу, сообщество- это просто вопрос выживания. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто- либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвётся.» Еккл.4.9-12.

Так что всегда есть смысл находиться в общении с людьми, быть дружелюбными. Нам приходится балансировать между своим и нашим, сокровенным и общественным.

И тем не менее никто не избежит приступов одиночества. В силу уникальности и неповторимости каждого человека. « Я одинок и угнетён…» Пс.24.16, говорит Давид, у которого жён и детей без счёта.

Проблему человеческого одиночества полностью решает только Господь. « Я не Один, но Я и Отец…» Иоан.8.16. Бога больше, чем достаточно. Он один знает, что в человеке и для чего этот человек. И вот в чём дело- чем больше мы приближаемся ко Христу, тем меньше нас терзает чувство одиночества, потому что общение с Богом через Слово и Духа Святого и через обновление в покаянии избавляет нас от главных причин ощущения одиночества- эгоизма и жалости к себе. Грех в человеке свёл уникальный замысел Божий к эгоизму, а в неудачах- жалости к себе.

Наибольшая глубина одиночества- в молодом возрасте. Столько происходит внутри, что кажется, никто не может понять. Но как узнать, что ты чувствуешь и думаешь, если ты не говоришь? Учитесь говорить о ваших чувствах и мыслях. Не вынуждайте близких людей угадывать, что с вами происходит, чтобы потом впасть в отчаяние из-за того, что им это не удалось. С чего-то надо начинать. Это ещё один рецепт по борьбе с чувством одиночества.

Жизнь так устроена, что, если в молодые годы вы не щадили себя, рожали детей, прилагали усилия по удержанию с ними дружеских отношений, оставаясь при этом интересным человеком и для других людей, то вам не грозит одиночество в преклонном возрасте. Вы будете востребованы всегда.

Итак, взрослея естественным человеческим возрастом, стремясь изо всех сил к Господу, зная , что Он «…всё во всём…» 1-Кор.15.28, не оставляя пустот и лазеек для жалости к себе, замечаем, что приступы одиночества как-то прекратились сами собой. Это об одиночестве человеческом.

А вот теперь начинается разговор действительно серьёзный. Со всем вышесказанным мы справились. Господь избавил нас от внутреннего одиночества, от одиночества вследствие нашего неправильного поведения и скверного характера. И мы теперь, с братьями и сёстрами во Христе с возгласами «Аллилуйя!» так и пойдём по жизни без слёз и печали? Так да не так. « Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» Мф.7.12-13.

Можно расценить, что слово Божье говорит о верующих и неверующих. А можно и так, что о верующих и верующих. Зачем, Господу обращаться к тем, кто не прочитает это слово? « Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» 1-Петра 4.17-18.

Конечно, мир следит за нашим поведением. Сами того не понимая, неверующие страшатся падения праведника. У всех вложено понимание, что мы- свет миру. Только самые бестолковые этого не понимают. Если в Христианине погаснет свет , то надежды и людям вокруг него не станет. Мир боится нашего падения даже больше, чем мы сами. Оставим беспечность и безответственность, ведь окружающие судят по нас о нашем Отце.

Так вот, человек, от всего сердца ищущий Господа, время от времени будет оказываться в меньшинстве. В чём- то придётся идти вразрез с традициями, действующими в церкви. Церковь- это люди, а Бог- это Бог. Традиция- это хорошо, пока можно на неё опереться. Но представьте, что трёхлетнего ребёнка сажают в ходунки, они будут только сковывать его движения и ничем не помогут.

Во Иисусе Христе мы обретаем совершенную свободу. И именно она иногда ставит нас в положение одиночек. Путь Христианки нелёгок, у нас не может быть постоянных попутчиков, потому что каждый идёт к Богу своим путём. Мы свидетельствуем словом и делом, молимся за наших дорогих людей, чтобы нам всем было «по пути». Но если близкий человек выбирает путь, отличный от вашего, не теряйте из вида Христа. « Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.» Пр.16.7.Даже врагов! А уж с друзьями вы обязательно встретитесь по новому кругу.

Человека, испытавшего бездну внутреннего одиночества, не напугать одиночеством внешним. Тем более, что рядом с интересным , мудрым и добрым человеком, всегда будут люди, а о Господе мы убеждены: «…не оставлю тебя, и не покину тебя» Евр.13.5.

Больше всех об одиночестве знает Бог. Он- самое одинокое существо во вселенной. Апофеоз одиночества. Одиночество помноженное на вечность плюс бесконечность. Нет подобного Ему. Это законченный ответ на вопрос: зачем Он всё это затеял? Всю эту Божественную комедию?- комедия- это не когда смешно, а когда начинается плохо, а заканчивается хорошо, в противоположность трагедии. Зачем Адам согрешил, а перед ним Люцифер возгордился и отошёл от Бога, зачем мучения совершенного Человека, Сына Божьего Иисуса Христа, зачем наши мучения и поиск, страхи, терзания, а для некоторых и мученическая смерть? Всё просто-Господь хочет семью, хочет детей, хочет быть в общении с себе подобными на равных, хочет любить и быть любимым. Кто как не женщина может понять это лучше всех? Столько лет, Бог Всевышний в лице Иисуса Христа смиренно, как оборвыш, стоит под дверями твоего сердца: « Сё, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…» От.3.20. Неужели ты и на этот раз пройдёшь мимо?..