Ветхий завет заканчивается словами : «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием.» Мал.4.5-6. Практически с этих же слов начинается Новый завет. Исполнение пророчества происходит в личности Иоанна-крестителя. « многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.» Луки 1.14-17.
Настолько важную проблему очерчивает слово Божье, что она проявляется на стыке времён, в швах истории. Эта проблема- духовная близость и взаимопонимание родителей и детей.
В приведённых цитатах упоминаются отцы. Это справедливо, потому что во многих семьях мужчины давно не являются ни духовными лидерами, ни главами вообще. Они отстраняются от детей и жён, скрываясь на работе( это в лучшем случае).
Но мы знаем, что Слово надо воспринимать широко и самокритично, и тогда всё ещё страшней. Это слово Священного Писания относится и к матерям. Матери, точно так же, как плохие отцы, не ищут близких дружеских отношений с детьми. Они отгораживаются работой, многочисленными хлопотами, усталостью. Но наступают выходные, хлопоты когда-то заканчиваются, усталость проходит, а желания быть честными и искренними с ребёнком так и не появляется.
Мамы должны пересмотреть своё отношение к вопросу, кто кому обязан в первую очередь. Мы рожаем детей по своей воле, сами выбираем им отцов, значит мы им и обязаны. «И чудовища подают сосцы и кормят своих детёнышей, а дщерь народа Моего стала жестока…» Плач Иер.4.3. Мы обязаны не только одеть, накормить, дать возможность образования, но и обеспечить доступ ребёнка к слову Божьему. Бог вверил нам детей, с нас Он и спросит. Не говоря уже о том, что единственная цель воспитания- научить детей жить без нас. Умение быть самостоятельным и сохранить уважение к родителям- это та отдача, которую мы можем ждать. Разумеется, не с 3-5-7-летнего возраста-вот ты теперь большой, делай всё сам. Постепенно, с терпением, не впадая в крайности-он личность, но и я тоже личность, отвоёвываем свою потерянную после рождения малыша территорию. Проявляя уважение к другому, требуем того же к себе.
То, что нет должного контакта, очевидно не только в недружеских отношениях родителей и детей, но и в непослушании детей родителям. То ли из-за безволия самих родителей, а скорей всего, общая для всех беда- отсутствие Божьего наставления в семьях, где сами родители выросли. Библия говорит, что это один из признаков последнего безбожного времени, всё,что перевесит чашу терпения Божьего. « Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.» 2-Тим.3.1-5.
Каков Божий подход к воспитанию? Во-первых, нас надо учить любить детей. Титу 2.3. Сами по себе мы то ли любим, то ли ненавидим. Учимся любви Божьей. Прочтите внимательно характеристики любви в 1-Коринфянам глава 13. Эти слова стоит прочитать столько раз, пока они не отпечатаются в сознании. Это основа основ. Постоянно сверяем свои чувства с ними, исправляем себя.
Во-вторых, в противоположность психологам, Писание говорит, что детей можно и нужно наказывать физически. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.» Пр.13.24. Так же и с нами поступает наш Отец: «Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами , как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы- незаконные дети, а не сыны.» Евр.12.5-11.7 Но! Право на наказание имеет тот, кто сам боится Бога. Иначе трудно выяснить, где наказание, а где избиение.
Когда стоит прибегать к крайней мере? Когда , что называется, по-другому не понимает. Часто, это совсем маленький ребёнок, например года два- интеллектуально ещё не всегда можно договориться, а навредить себе непослушанием он уже может. При этом, наказание не должно быть унижением. Если человек хоть как-то способен понять, нет необходимости его бить. « На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.» Пр.17.10.
Процесс воспитания продолжается до взрослого состояния сына-дочери. « Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт: ты накажешь его розгою, и спасёшь душу его от преисподней.»Пр.23.13-14. Возможно, в большей степени это относится к мальчикам, но и к девочкам со сложным характером тоже.
Смысл наказания в его эффективности. Иного ребёнка наказывают и ремнём, и углом-не помогает. Значит, неправильно выбран вид наказания. Силовое воздействие- это крайняя мера. Чтобы было, что регулировать, нужно давать с избытком. Если не помогает ремень, значит не хватает пряника. Как это? Мама всегда расположена к общению и дружелюбна. При серьёзной провинности, это общение ограничивается и сводится только к решению необходимых вопросов. Ребёнок, привыкший к радушному отношению со стороны мамы, обязательно почувствует себя неуютно. При этом он не лишается обеспечения базовых нужд. Если родители дают детям только необходимое, у них нет простора для маневрирования, нет рычагов наказания. Это не манипуляции, родители тоже имеют права на чувства, их тоже можно обидеть.
Помним, что дети- от Господа. Но и искушение легко приходит через детей. Будем мудры и мужественны.
Не забудем и про слова заповеди: « «Почитай отца твоего и мать», это- первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.»»Еф.6.2-3. Проявляя уважение к родителям, мы обеспечиваем себе благополучие и долголетие. Обратите внимание, что Слово не обязывает любить родителей, но проявлять уважение. Что мы такое делаем с детьми за много лет, что от их детской безусловной любви не остаётся, как кому-то кажется, даже немного почтения? В то время, как детей нужно именно любить. А если повезёт, и с ребёнком будет поддерживаться духовное единство, мы сможем сохранить и его любовь. Лишь бы наша любовь к детям не была корыстью- ты мне-я тебе. Не стоит предъявлять к ним завышенных требований и «…не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.» Кол.3.21.
В данном вопросе актуальна преемственность- от нас всё лучшее- детям, от них- всё лучшее для их детей. «Венец стариков- сыновья сыновей…» Пр.17.6.
Будем воспитывать сыновей и дочерей так, чтобы они уважали нас и любили своих детей.