Отношения с людьми и с Богом невозможны без умения встать на место другого, проникнуть в него. А это неизбежно ведёт к открытию другой проекции жизни и меняет нас. В Христианстве такое изменение называется покаянием- видя и постигая Абсолют и Истину, отражаясь в Нём, как в зеркале, мы убеждаемся, что нам есть что подправить в себе.
Мы рассуждали на эти темы в статьях «Покаяние и исповедание греха» и «Исповедь». Происходит и выглядит покаяние по-разному. Не обязательно в бурных слезах и в прахе и пепле. В зрелом Христианстве остаётся всё меньше чувств и внешних проявлений, но больше- живого духа. Всё больше грех ощущается, как промах и сопровождается чувством досады и деятельным желанием не повторять ошибки.
Но часто случается, что с возрастом или просто у эмоционально вялых людей, идущих к Богу, складывается ощущение, что им не в чем каяться. Пролистывая «исповедник» и читая Евангелие, они не находят в себе проявления грехов. Не вор, не убийца, не блудник. Хороший парень, и больше ничего…
Но зачастую мы не видим проявления греха в себе не потому, что его нет, а по причине непонимания того, что говорит Господь. Это касается и греха похоти. Традиционно он представляется как патологическое сексуальное влечение, исключительно как грубый и очевидный грех плоти. Женщины склонны приписывать его только мужчинам. Однако, что говорит Писание? «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». 1-Иоан. 2.16.
Мотивировку всех мировых пороков Апостол свёл к этим трём позициям. Мы, имея двойное гражданство и принадлежа к двум царствам- царству мира сего, земной жизни и Царству Божию, жизни во Христе Иисусе, неизбежно подпадаем под такую логику. Давайте разбираться.
Понятие похоти не несёт сексуальную нагрузку. Похоть- всего-навсего желание, моё желание, то, чего я хочу. Учитывая разноуровневое устройство человека (дух, душа, тело), и наши желания распределяются и исходят из разных источников внутри себя самого. Это могут быть желания тела, чувственные пожелания, интеллектуальный поиск или потребности духа. Как любая составляющая человеческого естества хороша и это недвусмысленно запечатлено Богом во время творения- «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Быт. 1.31, так и любые желания, исходящие из нужд естества не могут быть плохи. Они становятся плохими либо во внутреннем дисбалансе самого человека либо в обратном пути получения- не изнутри наружу, а снаружи- внутрь. Именно в таких случаях наши нормальные желания становятся похотью, как проявлением греха.
Дисбаланс между сердцем и плотью (об этих понятиях смотрите в статье «Сердце человека. Что такое голос сердца») может качнуться как в одну, так и в другую сторону. Базовые потребности тела при этом становятся похотями плоти, в крайнем проявлении переходящие в страсть, утрату контроля, невозможность сдержаться. Они питаются естественными нуждами, но в извращённом и часто- преувеличенном виде, но иногда- и в виде отрицания. Нормальные потребности тела обусловлены функциями органов и систем организма и формируют здоровье- потребность в пище, воде, сне, чистоте, одежде, движении.
Потребности с участием органов чувств- они находятся «на стыке» тела и души, облегчая восприятие понятия «плоти»- все телесно- чувственные восприятия- сексуальное поведение со всеми сложностями чувств от прикосновений и взглядов; вкусовые ощущения; запахи; звуки природы и музыка.
Реализация мыслительного процесса, необходимость в общении и желание быть нужным- такие же базовые потребности человека, но уже на уровне души. Но жадность к новым знаниям, новым впечатлениям, любому опыту- всё равно жадность. Жадность- одно из синонимов слова «похоть».
Преувеличение или приуменьшение значения любой из потребностей человека обязательно сформирует похоть плоти- будь то количественное обжорство и гурманство, как навязчивое стремление к смене вкусовых ощущений или анорексия; гиперсексуальность или фригидность, как стремление к чувственной стерильности.
Похоть очей- особенное состояние. Оно вкрадывается незаметно практически во все наши оценки. Очень коварно, особенно для людей, контролирующих своё тело. Человек создан существом свободным. И чем больше дисциплина чувств и телесных проявлений, тем больше риск «замещения». Об этом и говорит Учитель: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» Матф. 5.27-28.
Так устроено Творцом, что все наши чувственные восприятия ограничены- либо свойствами тела либо другими людьми. Но воображение не знает границ и в своих фантазиях человек способен достичь такой бездны греха, какая невозможна в своей реализации. Неограниченная власть, сверхидеи разного рода, вожделение- при попытке материализации быстро разлетятся вдребезги. Тело скажет- «больше не могу» и начнёт болеть. А люди быстро объяснят, кто ты такой и где твоё место.
Но даже будучи обычными людьми и не имея сверхидей, мы регулярно подпадаем под влияние похоти очей. Пока ты это не увидел, тебе это не было нужно. На этом свойстве устроена вся эра потребления, основанная на рекламе. У меня полон гардероб, но стоило увидеть в каталоге красивую кофточку, и мне тут же занадобилось. А в продуктовый магазин лучше не ходить голодным- обязательно накупишь ненужной чепухи. И люди покупают всё новые машины и строят всё более современные дома.
При невозможности купить формируется зависть. Это состояние исходит исключительно из похоти очей. «Не пожелай!» (Исх. 20.17)- в основе всех заповедей по отношению к людям. «От тайных моих очисти меня… Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». Пс. 18. 13,14.
Об этом говорит Апостол Иоанн в своём первом послании. С первого взгляда непонятно- то он считает, что рождённый от Духа не грешит (1-Иоан. 3.6), то говорит, что все мы много согрешаем (1-Иоан. 1.8). Это относится и к нашей теме- у верующего человека не может быть явных, грубых грехов, но с похотью очей и гордостью житейской, увы!- нам бороться до конца дней, как с мелкой пылью и паутиной в углах.
Иван Охлобыстин, актёр и режиссёр, и по совместительству- во Христе брат возлюбленный, на вопрос о его вере ответил- я живу базовыми инстинктами. Вера в Бога, единение с Ним- такая же базовая потребность естества человека, как есть, спать и быть в общении с себе подобными. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих». Матф. 4.4. Однако, и здесь возможен перекос. Бог Своим изволением поместил нас в заданные условия существования. Не стоит опережать события, становясь убийцами своей плоти- самоубийцами. Кажется возможным даже ввести понятие- похоть духа, духа человеческого, действующего по своим желаниям, но не по воле Бога. Не нужно уделять особого внимания вопросам своего духа- в нас совершается тайна Божья, скрытая даже от нас самих.
Вывод: будь собой, стремись к исполнению заповедей, веди здоровый по Богу образ жизни и пусть всё совершится в своё время. Иисус- это Путь, Истина и Жизнь. Всем доброго Пути!