Вдохновением для такой темы послужила книга Григория Богослова «Слова». Это он поднял её в 3-м Слове, мы просто подхватим её.
Зла в мире столько, оно так вычурно и нескромно, что кажется, его такое же количество, как и добра, и даже больше. Об этом говорят древние и современные языческие религии, что по сути всё равно, кому приносить жертвы, ты так или иначе угодишь не одним, так другим богам. Совершая добрые поступки, делаешь приятное добрым, злые- злым.
На деле, добро и зло неодинаковы по природе и неуравновешены. Огонь Божий не требует вещества для горения, он просто есть. В то время, как огонь земной не существует без вещества горения. Это физически. Однако, этот же механизм положен в природе совершенствования нравственной сферы человека. Зло, происходящее с нами извне, является только топливом для выплавки нашего внутреннего золота.
Но речь, в основном, сейчас пойдёт по другому направлению. Человек создан вечным и человек создан добрым. Этот Божий замысел в нас неискореним. Человек, сотворённый по образу и подобию Божьему, добродетелен по первоначальной природе. Бог Всемогущий не творит зла, и человека он сотворил без признаков порчи. Он был совершен, без пятна и порока. Это только считается, что мы рождаемся с родимыми пятнами, на деле, внутриутробно их нет, с рождением они проявляются, оставаясь на теле иногда до конца жизни, иногда исчезая. Так и с природой человека. Мы спускаемся за своими нерождёнными ещё детьми каждый в свою преисподнюю, чтобы вывести их из небытия, вырвать их оттуда и вместе идти на свет. Многие поймут это, ведь часто новость о беременности приходит в самое неподходящее время, тогда, когда мы находимся на самом дне- финансовом, эмоциональном или по состоянию здоровья.
Как только, ребёнок рождается, переходя в новый мир, первородный грех проявляется в нём, как родимое пятно, как знак преисподней, из которой мы все выходим по рождению. Об этом и странное высказывание царя Давида, человека, рождённого в законном браке, в лоне избранного народа: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Пс. 50.7. Он хорошо понимал этот механизм.
Пророк Аггей сказал: «Если бы кто нёс освящённое мясо в полé одежды своей, и полою своей коснулся хлеба, или… какой-нибудь пищи,- сделается ли это священным? И отвечали священники, и сказали: нет. Потом сказал Аггей: а если прикоснётся ко всему этому кто-либо осквернившийся от прикосновения к мертвецу,- сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, всё нечисто». Аггей 2.12-14.
Мы используем в своей речи понятие «пятно на репутации». Репутация- это лицо, которое мы предъявляем окружающим. Одно падение, и лицо испорчено. Одна дурная извилина портит нам всю голову. Об этом и говорит Аггей. Об этом же говорит и Григорий Богослов. Если платье чистое, и на нём поставить маленькое пятнышко, оно не становится чуть-чуть грязным, оно просто станет грязным. В противоположность- если сплошь грязное бельё отстирать только в одном месте, оно не станет чистым, но останется грязным всё равно, пока не ототрёшь всё до чиста.
Об этом же говорит и Апостол Иаков: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». Иак. 2.10.
Таковы свойства порока и добродетели. Одной погрешности, случившейся в веках, достаточно, чтобы испортить всю нашу природу. Да ещё и размножиться в нас. А очищаться придётся дочиста, постоянно, и последний отбеливатель- смерть тела, которая и стирает корень и источник греха.
Как будто добродетель снова в проигрыше, и зло опять победило добро. Если бы не разность в происхождении. Зло- от преисподних мест земли, добро- с неба. На весах Божьих добродетель весит значительно больше греха, «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Ис. 55.9. И Иисус однократным принесением жертвы Своего тела, сделал чистыми многих.
Так и в жизни человеческой. Та добрая природа в нас, созданная от начала, разумная и вечная, призвана существовать как здоровый образ жизни. Духа, души и тела. Каждый в своей ипостаси. Духовные недуги исцеляются духовно, словом Божьим; душевные- душевно, повышением дисциплины эмоций и делами любви; телесные- коррекцией слов, действий и понуждением себя к труду, правильному питанию и двигательной активности. То, что через тело можно воздействовать непосредственно на дух- поспешное представление. На душу- да, но не на дух. В статье «Сердце человека. Что такое голос сердца» была приведена схема, где дух, душа и тело находятся в одной плоскости двухмерного измерения. Там тело сообщается с духом только посредством души. В объёмную трёхмерную структуру они соединятся в новой, возрождённой после воскресения, человеческой природе. Они замкнутся в круг, дух и тело соединятся. А наши тела приобретут сверхъестественные способности, включая левитацию, перемещение в пространстве силой мысли и любые другие самые смелые ожидания, минуя нашу рассудительность и взвешивание «за и против». В нас проявится торжество духа телесно.
Отголоски этого будущего уже живут в нас. Мы имеем здоровый организм, совершенный для обитания в заданных условиях враждебной окружающей среды. Ни один вирус или микроб не может проникнуть через неповреждённые кожные покровы, это те непроницаемые одежды, в которые одел Творец первых людей, провожая их в мир (Быт.3.21). Идеальная иммунная система, не способная к работе на «холостом ходу», но всегда ищущая встречи с болезнетворным агентом; защитные факторы в виде лихорадки и воспаления; система свёртывания крови- всё это сохраняет нам жизнь и есть в нас «по умолчанию». Наша задача- сохранить это всё и не мешать. Девиз добродетельной, здорового образа, жизни- «Уклоняйся от зла и делай благо» Пс. 36.27. Сначала пассивно- уклоняйся, просто не делай того-то; Потом активно- делай! благо.
Порок- как болезнетворный агент (вирус, микробная клетка, аллерген), действующий в характеристике дьявола- украсть, убить, погубить (Иоан.10.10). То доброе, что есть в нас от природы- красота, ум, открытое сердце, вера в любовь,- проклятье этой жизни захочет купить, выменять или просто украсть. Мало кто, имея все эти утраты, становится лучше. Возможно это только в одном случае- выбор за выбором уклоняйся от зла и делай благо, несмотря ни на что!
Эту истину понимают люди ещё в раннем юношеском возрасте. Бóльшая же часть жизни уходит на то, чтобы разобраться, что есть зло, а что- добро, настолько всё перевёрнуто. Для этого и существует слово Божие, Писание, Библия, как инструкция по здоровому образу жизни- духовно- душевно- телесному.
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнётесь». 2-Пет. 1.10.