Пост.

Пост- одна из основополагающих практик в церковной жизни. Он уступает место лишь молитве. А вместе они образуют симбиоз, без которого, по слову Господа, невозможна духовная победа- «сей же род изгоняется только молитвою и постом» Матф. 17.21. Речь идёт не только и не столько об экзорцизме, сколько об очищении своей собственной жизни. Механизм действия света Божьего таков, что мы не светим фонариком слова Господнего в глаз собеседника, а сами являем из себя ходячий светильник, пропитываясь благодатью и святостью и сами того не подозревая, светим изнутри наружу. По крайней мере, так должно быть.

Таким образом, внешнее приличие и добрые дела (то, что мы обычно называем плодами веры) проявляются не самостоятельно, а как последствия и отражение внутреннего состояния.

Так же обстоит дело и с постом. Церковь, начиная с Ветхозаветных писаний неустанно учит тому, что пост- исключительно внутреннее состояние. Бог, Который втайне (Матф. 6.6) не запрещает человеку говорить о своей незримой жизни, просто не всегда хочется об этом трещать. У беременной женщины, когда она чувствует шевеление ребёнка, временами бывает такое лицо, наполненное блаженством и вниманием к тому, что происходит внутри неё. Если кто-то из близких окажется рядом, она с радостью поделится чувствами- ребёнок шевельнулся во мне. А находясь одна, она застынет в этом моменте счастья.

Пост аналогичен по своей сути такому состоянию. «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он во мне…» Авв. 2.1. Мы живём свою обычную жизнь, но глубинной мыслью, внутренним Вечным огнём, является настроенность на то, чтобы услышать слово от Господа. Встав утром и помолившись, мы подправляем свои светильники, чтобы из среды этого горящего вечным огнём тернового куста у Бога была возможность путеводить нас.

Таким образом, состояние поста как боевой готовности, наблюдателя на сторожевой башне, обеспечивающего безопасность для себя и своих дорогих людей, всматривающегося и в себя и вокруг- постоянно присущее живому Христианину качество.

Бывают дни особенно напряжённой внутренней жизни. Тогда пост проявляется и на уровне внешнего человека. Находясь в переживаниях, как в болезни, мы зачастую перестаём есть, не говоря уже об удовольствиях жизни. «И плачу, постясь душою моею». Пс. 68.11.

Постом сопровождается любое трудное для человека состояние, касается оно души или тела. Болея, тело отказывается от пищи. При некоторых недугах- даже от питья. Физиологи объясняют это режимом экономии сил организма, которые не растрачиваются на переваривание поступающей пищи, а полностью направляются на борьбу с болезнью. Более того, при всех патологических состояниях желудочно- кишечного тракта, назначается суточное лечебное голодание. И при всех (!) болезнях выполняется врачебное предписание в виде особого меню, называемого «столами». Это может быть ограничительная по отдельным продуктам диета или особенно механически обработанная- протёртая или, напротив, обогащённая какими-то питательными веществами- белками, жирами или отдельными группами витаминов.

Мы так подробно останавливаемся на медицинской теме потому, что она, как ничто лучше объясняет логику Господа в вопросе исцеления наших душ. «Изнурял постом душу мою» Пс. 34.13. Учитывая неразрывность телесного и духовного в нашем естестве, нет необходимости дожидаться вынужденного поста, связанного с болезнью или волнениями. Можно зайти и со стороны плоти. Плоть является производным души, можно сказать, её детищем. И её, так же как и реальных детей, необходимо воспитывать и содержать в послушании. Не переусердствуя и не торопясь.

Смирение души посредством ограничений плоти- наиболее часто практикуемое представление поста. Замечательный пример этого мы находим в книге пророка Ионы. Бог, видя, как гибнут погрязшие в грехе жители языческого города Ниневии, посылает к ним пророка Иону с обличительным и предупредительным словом. Несмотря на все опасения и сомнения пророка «…поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии… И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих». Иона 9.5-8.

В полной мере обозначено состояние человека во время поста- начинающееся с ограничений плоти и сопровождающееся сердечной молитвой, покаянием и исправлением. Церковь Христова постоянно обращает внимание людей на правильное восприятие слов Писания в вопросе поста- без приложения сердца и напряжённого поиска Бога, одни ограничения в еде- это лишь диета для тела, и то не факт, что на пользу.

Напряжённый поиск, о котором мы говорим, совсем не подразумевает избыточное старание. Всё, что «слишком»- много или мало- должно найти свою индивидуальную меру, свойственную только вам. Здесь важны мотивы для вхождения в пост: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас…» Деян. 17.27.

Церковь поступает правильно, назначая, фиксируя времена постов, давая образец для подражания, помогая нам воспитывать свою плоть. Наряду с этим, нам необходимо найти свой собственный пост. Как и свою молитву. Как и любое откровение Божие. И будьте способны принять от Господа, как врачебное назначение, в зависимости от Его вѝдения на конкретную жизненную ситуацию и ваше состояние, в одно время- пост в виде исключения определённых продуктов, в другое- ограничение по количеству пищи, урезание порции, в третье- полный отказ от еды, а в четвёртое- усиленное, не характерное для вас питание во время общецерковного поста (это бывает значительно реже, чем ограничения, ведь когда «дух бодр, плоть… немощна» Марка 14.38 и наоборот; но по назначению Доктора возможно и такое- в случае разбалансировки креста и воскресения в человеке- ты уже иссох, утратил всякую радость спасения, вися на кресте, измождая свою плоть, воскресай! Христианин- это утверждение Жизни, а не смерти).

А наша задача, как и всегда, быть в послушании у Господа и в мире с собой и людьми.