Нечасто задумываясь о смысле используемых слов, мы думаем, что употребляем слова правильно, по назначению. Однако при правильной лексической расстановке речевых оборотов бывает, что мы подразумеваем несколько не то, а порой, совсем не то, что они могли бы означать.
Например, жизнь в позитиве, мы воспринимаем, как драйв, удача, солнечное зарубежье, хорошее настроение, беспечальность и так далее. Негатив, напротив, серые будни, рутинная работа, бесконечные заботы, подавленность. Такого поверхностного рассмотрения уже достаточно, чтобы понять- позитив получается в цвете, а негатив- в серых оттенках. Только по смыслу это не имеет отношения к позитиву и негативу. И тем не менее, глубочайший мировоззренческий смысл скрывается в этих терминах.
Позитив- то, что отображает реальные цвета, негатив- противоположные. При чёрно-белой картинке в позитиве- чёрное- это чёрное, белое- это белое. В негативе наоборот- чёрное- это белое, белое- это чёрное. Ещё больше сложностей в цветном изображении. Там на негативе мы также видим цветную картинку, но цвета на ней абсолютно не соответствуют реальным. Есть ряд отклонений от нормы в состоянии цветовосприятия людей- цветоаномалии. Это врождённые состояния, когда человек путается в определении конкретных цветов, например, дальтоник затруднится отличить зелёный от красного. В этом случае он имеет ряд профессиональных ограничений, а также не допускается к вождению транспорта. В остальном, такие люди живут полной жизнью, воспринимая цветной мир по-своему.
Настоящая проблема возникает, когда подобное смещение происходит в оценочной системе человека, когда свои или чужие жизненные ориентиры, высказывания и поступки человек воспринимает с точностью до наоборот- называет хорошее плохим, плохое- хорошим. Начинаясь с капризов, такая позиция становится личностной установкой, являясь проявлением психопатии и заканчивается крахом.
Мы все время от времени путаемся в выводах. Нас оправдывает только то, что мы делаем это не по злому умыслу, а по глупому упрямству или искреннему заблуждению. Если же человек намеренно глумится над собеседником, троллит его (ради интереса или за деньги, как политические шоу-мены), осознанно сеет ложь (как низкопробные журналисты), пишет доносы из зависти или мелкой корысти- трудно представить то, что могло бы его оправдать. С таким не захотят иметь дело ни Бог, ни люди.
Затронутая тема настолько серьёзна, что является причиной единственного греха, который не прощается Господом- хулы на Духа Святого.
Но рассмотрим по порядку несколько библейских ситуаций.
История Савла. Описывается она в книге Деяний святых Апостолов и начинается с того, что Савл одобрял убиение человека по имени Стефан (Деян.7 гл, 8.1). Убивали Стефана не за преступление, а за речь об Иисусе. Савл, как ревнитель веры отцов, был убеждён, что поступает правильно, преследуя последователей Христа, считая Его лжепророком. Не имея откровения об истинной картине мира, Савл воспринимал положение вещей в негативе. Неверущим людям не нравится то, что Бога можно постичь только путём личного откровения. Но практически всё в жизни мы понимаем исключительно этим путём. Как объяснить, что такое свет? В полной мере- посредством личного опыта. Савл, опираясь на чужой неверный опыт, называл истину ложью. Он был так воспитан, а к этому ещё имел горячее сердце и стремление реализовать свои убеждения на практике.
Драматические события, когда «…внезапно осиял его свет с неба.» Деян.9.3, как через проявитель поменяли негатив на позитив. Всё в его жизни стало на свои места, и с тем же рвением, с каким он преследовал Христиан, он стал проповедовать Живого Христа. Личностные свойства человека остались теми же, поменялись цели с ложных на истинные, а Церковь приобрела Апостола Павла (Деян.9 гл.).
Хула на Духа Святого. Писание говорит, что «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем.» Матф.12.31-32.
Нам много предстоит размышлять над этим. Однако библейское повествование не скрывает, при каких обстоятельствах Иисус произнёс данные слова. После серии чудесных исцелений, освобождений людей от бесовской зависимости «…дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.» Матф.12.23-24. По причине своего упрямства в нежелании принимать очевидность, законники называли белое чёрным, а свет тьмою. Людям, незнакомым с принципами духовной жизни, такой грех несвойственен. Им страдают, как правило, люди верующие. Имея навык разбирать мотивы поступков на составляющие, мы применяем его не к себе, а к другим. При этом будучи сами неспособны на добрые дела и завидуя тем, кто такую способность имеет, начинаем зло фантазировать по поводу мотивов чужих поступков. Любой здравомыслящий человек назовёт это бредом- откуда мне знать, чем руководствуется тот или этот? А горе-Христиане считают такое поведение возможным, вновь и вновь распиная в ближнем Христа.
Всё мироздание заключено в противостояние падших сил Творцу. Духи злобы поднебесные восстали против Бога, при этом не умея сотворить что-то самостоятельно, извращают замысел Божий, чего бы это ни касалось. Это глобальное противостояние и ложь получают частное проявление в вышеизложенных и множестве других событиях нашей жизни. Всегда за оценочными перевёртышами торчат рога лукавого. О масштабном заблуждении, в которое будет втянуто всё народонаселение, Библия говорит в связи с явлением антихриста- того, кто противоположен Богу, назовут Богом. «И неудивительно: потому, что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.» 2-Кор.11.14-15. Этот чудовищный негатив люди, не привыкшие разбираться по мелочам в мировоззренческих вопросах, примут за позитив и поверят лжи.
Католическая церковь оперирует понятием «адвокат дьявола». Если человек, не разбираясь или осознанно грешит против истины, он выполняет функцию адвоката дьявола, и конец его будет аналогичен куратору. Будем лучше со страхом проводить время странствования нашего (1-Пет.1.17), стремиться быть осторожными в оценках чужих поступков и не спешить с выводами, научаясь снисходительности и мудрости.