Практика поста.

Мы затронули тему неисчерпаемую. Библия так много в том или ином виде говорит о посте, что привести все цитаты, связанные с этой практикой в коротких статьях затруднительно, да перед нами и не ставится такая цель. Наша задача- наметить контуры, а заполнять каждый будет индивидуально по ходу жизни, подбирая по собственному вкусу краски и фактуры. Да и сами контуры не раз перекроятся в зависимости от степени личных отношений с Господом.

Иисус Христос, выполняя сложную задачу наложения на наше косное земное мышление истин вечности, приводит множество аналогий. «Чему подобно Царствие Божие, и чему уподоблю его?» Луки 13.18. Апостол Павел подхватывает: «…Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Рим. 14.17.

То есть сам факт еды или отказа от неё никак не влияет на наши отношения с Богом. Они просто находятся в другой плоскости, там, где «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Фил. 4.4. Подразумевая Бога как нашего Родного Отца, трудно представить, что Ему бы доставляло удовольствие, что ребёнок ходит голодным. Один из первых вопросов, которые мы задаём сыну или дочке, вернувшись с работы: что ты ел? То, что Церковь владеет подвигами великих аскетов говорит не о том, что Бог нуждается в наших ограничениях, а о том, что мы, идя к Богу, реализуем потребности своей личности. Это мы сами ищем пути реализации этой близости.

В жизни действительно бывает, что ребёнок, и даже домашние животные, отказываются от еды из-за разлуки с кормильцем. По мере роста тоски, малыш перестаёт играть и есть, сидит у окна и ждёт маму. Или родители загулявшего подростка не в состоянии заниматься ничем, скованные ожиданием. Или жена переживает каждый раз, когда муж задерживается, добираясь домой. Сердце матери вообще спокойно только тогда, когда все близкие дома, а значит, в безопасности. Это состояние и имел в виду Господь, когда отвечал ученикам Иоанна-крестителя: «почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Матф. 9.14-15.

Иисус говорит о равенстве понятий печали и поста. С другой стороны, Он же предостерегает: «…когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне…» Матф. 6.16-18. Здесь также двоякий смысл. Первый- не стоит демонстрировать всегда и всем свои чувства- дайте людям спокойно жить. Перекладывая на нашу жизнь- даже находясь в эмоционально трудном состоянии, продолжай поддерживать приличный вид и не опускайся.

Второй- люди перестают есть не только от печали, но и от счастья. Влюблённые теряют сон и аппетит, но сохраняют горящий взгляд. И, по-видимому, это тот самый пост, который максимально угоден Господу.

Ещё один смысл цитаты из послания Апостола Павла к Римлянам (сообразно нашей теме) можно увидеть так, что ограничения плоти человека, постигающего тайны Царствия касаются не только вещественной пищи. Вопрос касается любых привязанностей к материальному миру. Не потому, что Бог хочет лишить нас «невинных» радостей. А потому, что нам всё равно предстоит с ними расстаться. В первую очередь это касается любой суетной информации, получаемой из СМИ или от людей. Информация- это пища для внутреннего человека, так что мы исполняем Слово буквально. Перестать смотреть новости и ограничить общение с людьми, втягивающих вас в пустые разговоры- это то, с чего нужно начать пост. Пустые разговоры- те, которые не заканчиваются размышлениями о горнем, сея расстройство и страх.

Рассуждая таким образом, совершенно невозможно состояние, когда вы не можете поститься. Пророк Даниил, например, назначил себе пост в виде отказа от мяса и вина и от «вкусного хлеба», изысканной выпечки, разрешив только простой хлеб, а также не пользовался ароматическими снадобьями (Дан. 10.2-3). Чтобы правильно понять установления церкви, зачастую необходимо углубиться в её историю. Отказ от мяса продиктован не какими-то измышлениями по поводу плотоядства, а по причине того, что формируясь в недрах языческого мира, Тело Христово не могло использовать мясо животных по причине идоложертвенности, то есть по идейным соображениям. Подробные пояснения по этому поводу вы можете найти в 1-ом послании Апостола Павла к Коринфянам в 10 главе с 25 стиха, которые заканчиваются словами: «Итак, едите ли, пьёте ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию». 1-Кор. 10.31.

Понаблюдайте за собой, без чего вам трудно обходиться? Гастрономически- например, без сладостей- их и надо ограничить. Учитывая сложности женского обмена веществ, угрозы гормональных сбоев из-за длительного отсутствия животных белков и жиров (да, да- холестерина- он необходим для синтеза стероидных гормонов), больше пользы будет не в отказе от яиц и творога, а от обилия выпечки. Или, оставив обычные продукты, помня о церковном посте, урезать порцию и отказаться от добавки, не наедаясь «до отвала».

В других сферах жизни- часто- зависимость от гаджетов, от любых движущихся картинок (сериалов, передач). Пост- просто повод поработать над собой- не в ущерб себе и близким, а на пользу.

Частая погрешность во время поста- уделение излишнего внимания посту. Выбор особых продуктов, вычитывание состава занимает больше времени, чем в скоромные дни. Ни дать на взять фарисейское- кашерное- не кашерное. А по сути мы ещё больше внимания уделяем желудку- вот так пост! Наш пост превращается в пост терпения нас нашими близкими.

И последнее на данный момент. То, как вас ведёт Бог, не обязательно дословно передавать людям, в частности священнику. Сетовать на исповеди по поводу невозможности выполнить условия (при безусловной-то любви Господа!) церковного поста- вводить служителя в искушение, во- первых. А во вторых- это не имеет никакого отношения к исповеди. Тут всё просто- оцениваешь свои действия или их невозможность как грех- кайся и исповедуй, но и будь добра, исправляйся. Но лучше бы видеть грех действительно там, где он гнездится, постараться не нагружать людей своей персоной, а все свои нужды возложить на Господа. А расстройство от неудачи перевести в благодарность, получив осознание своей немощи перед всемогуществом Отца и принять это как лекарство от гордыни- я могу.