Принцип наследственности в Библии.

Отправной точкой для размышления на эту тему используем следующее место из Писания: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.» Исх.20.5-6. Эти слова Господа влекут много вопросов и непониманий, особенно в части проклятия. Люди так избалованы милосердием Божьим, что с трудом утрясают в себе Божье желание суда и воздаяния. Мы отказываем Богу в желании справедливости, тогда как сами ищем и требуем её.

Но как ни покажется странным, приведённая цитата говорит совсем не о воздаянии, суде и справедливости. Если только не приписать справедливость законам природы. Природа во всём её многообразии, начиная с устройства вселенной и заканчивая биологической её составляющей существует по законам, заложенным в ней Создателем. В начале бытия Он дал такой толчок творению, что оно продолжает разворачиваться и развиваться. И так будет до конца мироздания, пока «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.» 2-Петра 3.10. «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.» 2-Петра 3.13.

В приведённом отрывке книги Исход речь идёт о принципе наследственности. Этот же принцип озвучен в книге Бытие, буквально в первой главе: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.» Быт. 1.11. Примечательно, что Творец сначала заложил биохимический принцип фотосинтеза- да произрастит земля зелень, а затем сказал о закономерности генетического наследования.

Всем известно из курса школьной биологии, что любая живая клетка несёт в ядре хромосомы, состоящие из генов, являющиеся удивительным образом закодированной информацией, по которой живёт организм. Любая клетка, в том числе половая. Причём, мужская или женская клетка имеет только половинный набор хромосом и при слиянии они восполняют недостаток друг друга.

Издревле люди заметили, что дети похожи на своих родителей. И не только по наружности, но и по характеру- яблоко падает недалеко от яблони. С открытием же генома, ощущение чуда не покидает думающего человека.

Отбросив все ненужные споры о противоречиях в подходе Библии и биологов в вопросе о наследственности и изменчивости, примем тот факт, что честная наука ( а если она не такова, то это и не наука) открывает и изучает механизмы мироздания, заложенные Творцом.

И Библия указывает на эти закономерности, но своим языком.

В отрывке о семени, приносящем плод по роду своему, а также о наследовании благословения и проклятия озвучен закон наследственности. Это объясняет, почему слово Божье говорит о наказании детей за вину отцов. По сути это не наказание, а унаследованная черта характера. Она наследуется не только генотипически, но и через воспитание в семье. Например, Ной за грех осмеяния наготы отца проклял не своего сына Хама, а внука от него- Ханаана: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, И сказал: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих.» Быт.9.24-25. Имеется в виду, что Хам- «это цветочки», «а ягодки» будут в Ханаане. И чёрным язычеством страдал народ, произошедший от него не потому, что Ной наложил на него проклятие, а потому, что он делал злые дела по собственной воле. Можно сказать, что это отцовское проклятие было пророчеством, а не программированием, как кажется на первый взгляд.

О принципе же изменчивости и закреплении его в наследстве говорит вообще всё Писание. Начиная с грехопадения Адама, когда повреждение произошло на уровне родового генотипа и переходит в каждую особь человеческого рода (фактически, это и есть родовое проклятие, оно же- первородный грех. Оно легло на весь род людской, а не на отдельную семью). И заканчивая Новым Заветом Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получаем возможность изменить свою природу- с проклятой на благословенную, с человеческой на Божью. Бог и в Ветхом Завете многократно говорит о своём желании этой перемены, дело за человеком- «…избери жизнь» Втор.30.19.

«Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.» 1-Кор.7.14. Благословение настолько больше проклятия, что его хватает на всю семью даже в случае единственного верующего члена этой семьи.

То, что благословение сильнее проклятия видно по тому, на сколько поколений хватает того или другого. Недостойные качества личности наблюдаются только до третьего и четвёртого поколения, тогда как на духовно и физически здоровое потомство можно рассчитывать до тысячного рода. Поэтому нет ничего странного, что благословляя одного только человека, Бог получает целый народ. А то, что целые народы оказываются в немилости у Господа, это происходит исключительно по их делам, они регулярно закрепляют в своём генотипе склонность ко злу.

Это подтверждается и в жизни- порочные от рождения дети бывают не так уж часто, и точно не всегда в «неблагополучных» семьях. Моральные уроды, испорченные воспитанием, растут и у вполне нормальных по своей природе родителей. Просто хорошие отцы и матери знают, какое волевое противоборство надо выдерживать в процессе воспитания своего чада.

Мало того, что благое слово Господа сильнее Его гнева, «…но Бог наш обратил проклятие в благословение.» Неем.13.2. Проклятие, как дурно пахнущее удобрение, является питательной средой для здорового дерева. А зло этого мира- только сырьё для выработки терпения и способности к любви.