Раб или друг?

Как удивительно устроено сознание человека. Как мы умеем из всех признаков жизни выбрать самый неприглядный, чтобы спотыкаться через него. Даже люди, сильно далёкие от Евангельской жизни, знают, что верующие- рабы Божьи. Следуя за своим самолюбием, они ведут такой диалог с Господом:

Иисус: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же ты говоришь: «сделаетесь свободными?

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам, всякий делающий грех есть раб греха…» Иоан. 8.32-34.

Люди недовольны, что их призывают быть рабами Божьими, а сами повязаны по рукам и ногам. Кто сможет сказать, что это не так? Разве нормальный человек получает удовольствие от ссоры, или от собственного раздражения, или когда человек нас обижает, а мы не умея отреагировать по-другому, поддерживаем его в грехе и обижаемся? Что нам дают, то и берём. Разве это мы контролируем ситуацию, когда впитываем, как губка, дурные новости с экрана телевизора или поддаёмся влиянию моды? Своей ли свободной волей мы оперируем, идя на поводу у людей, боясь испортить отношения или от страха перед начальством, перед каждым пупырём? Мы рождаемся в рабстве, всю жизнь привыкаем к нему, так что это хоть и грязная лужа, но родная и знакомая лужа.

На самом же деле своенравные рабы только фантазируют о свободе, но совершенно неспособны к ней. Это же какая ответственность! И никто на накормит, хоть и баландой, а зарабатывай, голубчик, сам, на прокорм себе и детям.

Даже между двумя рабствами выбор очевиден и именно его сделал горемычный сын из притчи о блудном сыне (Луки 15.11-32). Будучи наёмником, голодающим, никем не любимым и не жалуемым, он посчитал лучшим, быть таким же наёмником у отца, где работники содержались на прямо противоположных условиях.

Но что мы читаем? Отец принял его не как раба, но как любимого сына. Так же и в продолжении диалога Иисуса со спорящими людьми, Он говорит: «Но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно…» Иоан. 8.35. Это понимают матери, мыслящие вечностью- мы всегда хотим помнить о своих детях, никакая вечность не может нас разлучить. Так и со всеми любимыми людьми.

Однако, рабство рабству- рознь. Каков хозяин, такие и условия содержания. Кто не хочет жить, что называется, «у Христа за пазухой»? Это состояние младенца и является иллюстрацией рабства. Ребёнок не принимает самостоятельных решений, ест, не споря, что дают и, как хвостик, следует за мамой. Это раб Божий.

Но ребёнок растёт, становится взрослым человеком. И Бог предусмотрел о нас нечто лучшее- общение на равных, дружеские отношения. Если раб Божий не имеет своей воли, но исполняет волю Бога, то в дружбе сливаются две воли- своя и друга, взаимно перетекают друг в друга. При такой близости отношений бывает трудно отделить свои желания от желаний другого. Редкий пример взаимосвязи и взаимозависимости. Друг- другой «я». Только таким образом строится и настоящая сердечная дружба и отношения в любви.

Бог, называя много раз Моисея рабом Божиим, в определённые периоды времени констатирует в нём друга: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» Исх. 33.11.

Это именно те отношения с Богом неба и земли, когда Он говорит: «…утаю ли от Авраама, что хочу делать?» Быт.18.17. Бог, мало того, ставит в известность нас обо всех переменах нашей жизни, Он ещё и советуется с нами. И Он так поступает всегда и со всеми. С Его стороны сразу же, знакомясь с человеком, отношения строятся на свободной и доверительной основе. Основа эта, та твёрдая скала- Иисус Христос, Слово, воплощённое в теле и в букве. То, что мы не слышим Его- наши собственные недочёты.

Имея такое убеждение, глупо обижаться на людей или события. Господь, считав намерения нашего сердца, только лишь помогает выполнить их. Но! Он не станет помогать во зле. Он станет нырять в человеке так глубоко, пока не достигнет чистой воды. И именно опираясь на скрытые от нас самих нужды сердца, выстраивает определённые ситуации.

Весь Новый завет говорит об этой дружбе. В результате- видимые различия между Законом и заповедями Любви. Закон обращён к рабу, Новый завет- к другу. Иисус разъясняет: «Вы друзья мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». Иоан. 15.14-15.

Итак, живя не как рабы, но как свободные, постараемся не терять из виду Христа и укреплять с Ним дружбу и доверие.