Трагизм самоубийства.

Мы общаемся, любим и хотим понять тех, кто рядом. Если Бог миловал, и в вашем окружении нет самоубийц или людей с такими попытками, вы можете пройти мимо данной темы. Но мы слышим о подобных случаях от других, и они никогда не оставляют равнодушными. Мощный инстинкт жизни в нас противится любому проявлению смерти. А такие акты выходят за грань нашего понимания.

Однако, от фактов не отвернёшься- такое случается. Но мы, как обычно, не будем говорить только о процессах, происходящих с людьми, есть среди нас ещё один человек- Человек Иисус Христос. И Его смерть вызывает много вопросов. Среди них и то, что Он говорит- Я сам отдаю свою жизнь. И это звучит как самоубийство. А по Его шествию к Своему концу ученики считали, что Он «нарывается» на неприятности и терзались непониманием. Он ведёт Себя так, «чтобы не оставить Себе ни единого шанса» ( Митрополит Иларион (Алфеев), Иисус Христос. Жизнь и учение, том VI, стр. 380).

Попробуем систематизировать все самоубийства по их мотивации:

— нестерпимая боль (душевная и физическая)

— крайнее малодушие, страх

— подвиг жертвенности

— беспечность.

Все испытывают в жизни боль. Поэтому мы внутренне съёживаемся всегда, когда слышим о чьих-то страданиях. При том, что физически мы болеем почти одинаково, душевные переживания каждый переносит по-своему. У нас разная способность к любви и привязанности и мы в данный момент не находимся в состоянии аффекта. Поэтому часто мотивы самоубийств нам кажутся надуманными. Но не тому, для кого жизнь превращается в одну боль, как безответная любовь, потеря детей или измученное тело.

Здесь неоспоримое преимущество верующих людей. Честно говоря, без Бога пройти такие испытания просто невозможно. Непонятно, на что надеются люди, как кошки, ходящие «сами по себе», ведь человек хрупкое и уязвимое существо и сломать нас может один- единственный момент. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». 1-Петра 5.6. Все!

Мощной мотивацией для человека является страх. Все мы это понимаем, поэтому не будем здесь надолго останавливаться. Кажется, всё Писание говорит нам- не бойся, не страшись, будь мужествен. «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты-Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя; пойдёшь ли через огонь, не обожжёшься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я- Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой…» Ис. 43.1-3. Законы мироздания отступают перед Божиими, чего нам бояться? Остаётся вспомнить об этом в решающий момент.

При всём запрете на пролитие крови, хирурги в операционной переступают через себя каждый раз, повреждая кожные покровы. При всей благости их действий, это тоже будет взвешено на Последнем суде- чего было больше от вмешательства- пользы или вреда? Эти рассуждения любой нормальный врач ведёт с собой и с коллегами до операции. А потом они осознанно идут на нарушение запрета, преследуя значительно более благую для пациента цель. Так же и с подвигом жертвенности: по рассудительности или молниеносно приняв решение, человек рискует собой и даже идёт на самоубийство ради спасения других. Риск? Да. Оправданный? По размышлению героя- вполне.

Всерьёз начинаешь задумываться о том, что Иисус по сути- самоубийца, читая Евангелие. Никогда бы не пришла подобная мысль, если бы Он сам так не говорил о Себе. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня , но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её; сию заповедь получил Я от Отца Моего. От этих слов опять произошла между Иудеями распря». Иоан. 10.17-19.

Однако, в таких рассуждениях есть несколько важных «но». Первое: Он получил эту заповедь от Отца и ни в чём не преследовал собственных целей, какими бы благими они ни были, но всегда исполнял порученное от Родителя.

Второе: Иисус имеет власть не только отдать жизнь, но и принять её. Он, так же, как Отец, имеет в Себе Самом источник жизни. Никакой человек такой способностью не обладает. В этом и трагизм самоубийства, включая подвиг.

Рассуждая таким образом, некоторые люди приходят к выводу, что и момент смерти Иисус вполне контролировал. Нет, Он всё предал Отцу: «Он является полноценным человеком, потому Его страдания не могут быть ни кажущимися, ни мнимыми: в Гефсиманском саду Он, как человек испытывает страх перед смертью, а на кресте, как человек претерпевает жесточайшие физические мучения. Его физическая смерть, несомненно, является следствием этих мучений, а не следствием того, что Он в какой-то момент решил, что пора заканчивать». (Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение. VI том, стр. 576)

Третье- Ещё в начале Он знает, что будет в конце. Мы же не можем знать, чем закончится любое наше действие.

Жертва необходима там, где ест грех. И подвиг покрывает чью-то халатность. Мы восхищаемся поступком героя- он спас троих детей из горящего дома. Но всегда остаётся множество вопросов к бестолковым родителям. Необходимо и самим стараться просчитать все ситуации, чтобы не провоцировать людей на риск и покрытие подвигом моей глупости.

В отличие от оправданного риска, гибель по беспечности- всегда неоправданный риск. В наше время «пира во время чумы» мы наблюдаем много примеров подобного поведения, при этом весьма затратных. Глубоководный и высокогорный спорт, автогонки, различные виды борьбы, погоня за зарубежными путешествиями без знания языка, истории и культуры- что это как не стремление к самоубийству?

Но даже если вы живёте спокойной жизнью, не наполненной экстримом, это не значит, что вы не на том же пути. Наша беспечность по отношению к законам жизни проявляется ежеминутно и в мелочах- и в наших мыслях и отношении к людям и Богу, и в пренебрежении простыми правилами безопасности.

К сказанному стоит добавить ещё одно. В былые времена самоубийц не отпевали, то есть церковь за них не молилась и хоронили их вне Христианского кладбища. Их близкие люди и сейчас, помимо собственного горя, добавляют невозможность утешения в общей молитве за них. Однако, необходимо помнить, что наши личные молитвы имеют огромный вес в глазах Господа и наличие или отсутствие церкви не отменяет нашего собственного ходатайства и молитвенного труда. Церковь в понимании и сочувствии идёт на встречу, рассматривая по просьбе родственников, все подробности состояния человека, решившегося на фатальный шаг. Ведь кто, как не самоубийцы нуждаются в нашем сочувствии и поддержке? Они в этом дьявольском мороке надеялись, что после смерти наступит облегчение: «И говорит Ему: «если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Матф. 4.6.

Но что ответил даже Тот, в руках Которого ключи ада и смерти? «Не искушай Господа Бога твоего». Матф. 4.7.

Будем и мы помнить об этом.