Откуда мы взяли, что скрытая, внутренняя сущность Бога — это Сын? Из аналогии с человеком, ведь мы по образу и подобию Его. А точнее, с беременной и рождающей женщиной. Ни для кого не секрет, что дети — наша святая святых. И это не аллегория. Мы отдаём детям то лучшее, что в нас есть, и биологически и путём воспитания. Так работает природа. Крайне редко физические недостатки и болезни родителей фиксируются у детей. Зачастую путём риска для жизни больные родители практически всегда приносят здоровое потомство.
Живородящая женщина поражала людей с древних времён. За это её и боготворили и боялись. Будущая мать носит в себе живое, отчасти слитое с ней, но большей частью автономное существо, такое же как она, но совсем другое. В родах, путём выворачивания матери наизнанку, ребёнок появляется на свет. Выворачиваясь наизнанку, её внутреннее становится наружным. У Бога «выворачивание наизнанку», Его роды Сына происходят «не как будто» как у человека, а буквально. Если бы можно было через маленькое отверстие вывернуть апельсин, его корочка ушла бы внутрь, а мякоть, развернувшись солнышком, оказалось наружной поверхностью. Одновременно с этим и благодаря этому, как рождение Церкви происходит через раскрытие копьём стражника бока распятого на кресте Христа с истечением крови и воды, так и рождение Сына из Отца сопровождается исхождением Духа Святого.
Да простят нам экзегеты такие аналогии, но похоже, дело обстоит именно так. Благодаря такой иллюстрации становятся абсолютно понятными многие недопонятые места Писания. Например, «Я и Отец — одно» (Иоан. 10:30), а они буквально одно! Отец, уходя в точку в сердцевине Сына являет Сына, при этом всё отдавая Сыну, как будто Отца больше нет и там упокаивается (седьмой день творения, Быт. 2:2-3); Сын, сущий в недре Отчем (Иоан. 1:18). Или: «Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:11). Диалог Отца и Сына происходит попеременным «выворачиванием»: то один, то другой. Так существует Отец и Сын как единое. Так происходит живое дыхание Бога, Его пульсация, Его паруссия в режиме мерцания (как любит говорить замечательный литературовед Сергей Борисович Калашников).
Наряду с этим, конечно жаль, что на многие века нам был закрыт ещё один чудесный смысл Тетраграмматона — «пребывание в личных отношениях». А это также напрямую относится к Его сущности: отношение к чему-либо или личные отношения с кем-либо и есть сама природа Божества. Нет и никогда не было Бога в Себе и для Себя. Он всегда Иисусом Христом вывернут навстречу творению. Даже когда самого творения не было, как мать любит ещё нерождённое дитя.
Второе. Согласно тому же исследованию Ианнуария, говоря о множестве подразумевается не только личностный аспект, но это понятие охватывает всё множество вещей. Приведём ту же цитату из его книги, но в расширенном виде: «Имя Вседержитель тоже связано со священной Тетраграммой, ибо есть перевод развитой формы имени Божьего JHWH elohe zebaoth, то есть «JHWH Бог множеств» (например, 2 Цар 5:10). Zebaoth по-еврейски означает «множества», то есть все вещи, все. Речь идёт о власти JHWH над всеми вещами…». Вседержитель (всевластный, всесильный) в греческом эквиваленте именуется как Пантократор, таким образом имена Божьи Пантократор и Саваоф очень близко, практически интимно, взаимодействуют: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (От. 4:11). Говоря языком нашего рассуждения: «Достоин Ты, Господи, быть Пантократором, ибо Ты — Саваоф».
Третье. Постепенно ближе к нам. Принцип отношений внутри Троицы Бог заложил и в социальность человека. Мы нуждаемся друг в друге. И Бог в полноте являет Себя через человеческое сообщество: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). При этом множественность в Боге работает совсем не так как у людей. Люди часто оперируют понятием большинства и множества силы, здесь кстати приходится и трактовка имени Савоф как «Бога воинств», запутывая поверхностных толкователей. Но о какой силе Наставник ведёт речь? О той, которая «совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). А Его множество никогда не считается арифметически, осуществляя принцип демократии, ведь один-единственный человек, исполняющий волю Господа весит больше, чем неверующее большинство.
И четвёртое, но наверняка, не последнее. Совсем уж близко к нам, а точнее, к нашим нуждам: Бог множества — Бог избытка; «…не так, как мир даёт, Я даю вам» (Иоан. 14:27); «С избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей: ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе» (Вт. 30:9). Наш Бог тот, кого много больше, чем достаточно. Он всегда выше и лучше наших представлений, Его решение наших проблем всегда разумней, добрей и удачней всех предпринятых человеком мер, ещё и в силу того, что рассматривает интересы всех вовлечённых сторон. Сама мера Его: полная, утрясённая (Луки 6:38).
Единственное, что может ограничить Его в Своей щедрости — сам человек: так объелся, что больше не могу. Но это уже совсем другая история…