Саваоф

В Библии встречаются различные имена Божьи. Все они в той или иной мере отражают Его сущность и характер. Одно из самых часто используемых Писанием имён Божьих является «Саваоф». Чаще всего оно трактуется как «Бог воинств», но, как водится, дело обстоит намного интересней.

Ианнуарий Ивлиев в своей книге «Апокалипсис. Богословско-экзегетический комментарий» приводит замечательное исследование по этому вопросу. Оно и вдохновило нас на данную статью: «…есть перевод развитой формы имени Божьего JHWH elohe zebaoth, то есть «JHWH Бог множеств» (например, 2 Цар 5:10). Zebaoth по-еврейски означает «множества»…» (стр. 34).

Как это можно понять? Разносторонне. Во-первых, Он Сам является множеством. Множественность Бога в полной мере исповедует только христианство. Несмотря на то, что некоторые исследователи из добрых, разумеется, побуждений, сводят три разные религии (иудаизм, христианство и ислам) к одному знаменателю — Торе, ещё не значит, что они исповедуют одного и того же Бога. Да, они имеют один источник, от одного отца может родиться три сына, но все они абсолютно разные, отца они воспринимают каждый по-своему, а с сущностного конфликта двух родных братьев вообще начинается история человеческой цивилизации. При всём дружелюбии и стремлении к миру, мир порой недостижим, потому что в условиях такого «мира» лежит твоё уничтожение. Именно поэтому Иисус говорит о разделении, которое Он принёс на землю: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36). Конечно, здесь говорится в первую очередь о призвании, но не только. Например, может иметься в виду замужество и женитьба, где «оставит человек отца своего и мать…» (Еф. 5:31), а также кровная вражда до братоубийства, в контексте цитаты — отцеубийства и детоубийства.

Христианство исповедует Триединого Бога, Того Самого Господа Бога Саваофа, о Котором говорит Ветхий Завет. Бог во Христе не однажды вошёл в мир и начал быть, Он во множестве Ветхозаветного, и более того, доисторического Бога есть всегда. Бог и до рождения мальчика Иисуса никогда не был другим.

Там же, у Ианнуария Ивлиева разъясняется значение самого главного имени Бога, которым Он представился Моисею (JHWH= ЙХВХ= Яхве= Иегова): «Древние переводчики Писания с еврейского на греческий язык (Семьдесят толковников) поняли глагол хайя не в смысле «присутствовать», «пребывать в личных отношениях», а в смысле просто «быть». Имя «Эхье ашер эхье» для них стало звучать как «Я есть кто Я есть» или «Я буду кто Я буду». Само по себе это кажется лишённым смысла, и поэтому александрийские толкователи по-своему внесли смысл в эту «бессмыслицу», истолковав это имя как утверждение бытия Бога и даже Его вечного бытия. Соответственно перевели: «Сущий», что выражало в эллинистической философской манере божественную вечность в её безвременности и вневременности» (стр. 23).

Позволим себе не согласиться с толковниками, что фразы «Я есть кто Я есть» и «Я буду кто Я буду» лишены смысла. Они просто волшебны и несут глубочайший смысл. И философы и Отцы Церкви расшибли себе головы, доискиваясь сущности Божества: какова же Его природа? Каков Он в самой Своей недоступной и непостижимой сердцевине? Из чего, так сказать, скроен и сшит Бог? Не решив эту задачу (хотя она легко решаема: в сердцевине Бога — Иисус Христос, Бог и Человек, вобравший в Себя всё творение и объединивший в Себе творение и Творца), и те и другие констатируют сущностную апофатичность Бога. Фактически волшебные фразы можно читать так: «Только Я знаю кто Я есть», и более того «Я буду таким каким Я захочу быть». Бог может быть любым! Любым, каким захочет. «Небо может быть любое. Это небо голубое» читаем в книжке для малышей. Этот Бог (Он же уникальный и единственный, первый и последний) в Сыне соблаговолил быть Человеком. При этом, по вúдению Православной церкви в откровении Максима Исповедника, этот Человек вобрал в Себя всё творение, то есть Тело Церкви включает не только людей, но и всё примирившееся с Богом мироздание. Примирившееся через человеческое познание, и тем усвоенное Богом (обоженное).

Продолжение следует…