Характер Иисуса. Скромность.

Мы любим Господа и поэтому стараемся понять Его. Какой Он? Чем Он руководствуется, совершая внешне очень разные поступки и как уяснить, что Он всегда остаётся верным Себе, сохраняя цельность характера, несмотря на вспышки гнева и полемическое настроение?

Отправной точкой для знакомства используем Евангелие от Иоанна, с 7 главы: «Приближался праздник Иудейский- поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего- либо в тайне, и ищет сам быть известным. Если ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: …Вы пойдите на праздник сей; а Я ещё не пойду на сей праздник, потому что Моё время ещё не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришёл на праздник не явно, а как бы тайно. Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нём в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.» Иоан.7.2-12.

Первое свидетельство о побуждениях Иисуса мы слышим от Его братьев- родные они или сводные- не имеет абсолютно никакого значения. Они являлись членами Его семьи, ближайшими родственниками, с которыми Он жил под одной крышей. Причиной их неверия была не степень родства, а просто неверие в Его духовную составляющую. Даже наоборот, чем ближе родство, тем трудней нам воспринимать друг друга не по плоти. Мы видим в близких каждодневные заботы, радость и слёзы от земных вещей; изредка мы застаём их за молитвой, и думаем, что только к этому сводится их общение с Богом. Нам невозможно представить, что вот сейчас он говорит с тобой, а сам находится под отверстым Небом в окружении сонма Ангелов, ловящих каждое его слово. Да что там, мы и про себя-то не можем такого представить. А тем не менее, это наша невидимая для глаз реальность.

Братья Иисуса, несмотря на их неверие, лучше кого бы то ни было свидетельствуют о Его скромности. Им-то прекрасно знаком Его характер. Их призыв и подстрекательство говорят о том, что всего этого не было в мотивах Брата и в помине.

Читая некоторых комментаторов слова Божьего, просто диву даёшься, как обескравливается Иисус. Его рисуют таким запрограммированным Божественным андроидом, действующим исключительно по чётко заданной программе в рамках их собственных представлений о Боге. А между тем, Иисус был обыкновенный человек с такими же земными радостями и горестями и со своим индивидуальным характером. Евангелие большей частью умалчивает о такой стороне Его личности. Это не потому, что Сын Божий ей якобы не обладал, а потому что Писание- это биографическое повествование о Духе в Человеке. Если о любом из нас написать две биографии- по плоти и по духу- вряд ли мы подумаем, что это об одном человеке, и уж точно сам человек не узнает себя ни в одной.

Однако, при внимательном прочтении, земная личность проступает сквозь рассказ о Духе.

В то же время Иисус был необыкновенный человек. По свидетельству Понтия Пилата- «…се, Человек!» Иоан. 19.5. В Нём не было греха, и Его плоть- это подобие плоти греховной (Рим. 8.3), а любая добродетель была в Нём -Добродетель. И если Он говорит о Себе, что «…Я кроток и смирен сердцем…» Матф. 11.29, то так и есть. Причём это Кротость и Смирение в таком масштабе, какой не наблюдается ни в одном человеке.

Так и в прочитанном нами отрывке Иисус характеризуется как Человек крайней скромности. Он, зная, что «набирает популярность», не хотел привлекать внимание к Себе, отвлекая людей от хвалы Богу (речь-то о религиозном празднике, близком по смыслу к Пасхе). В этом и во многих других повествованиях- Его сверхъестественная скромность.

Подтверждение тому- Сын никогда не стяжал славы Себе, но исключительно- Отцу.

В конце концов, мы и у людей видим иногда проявление такой черты. Иная пройдёт по головам, добиваясь популярности, а её ребёнок окажется тихим и застенчивым. Для такого человека известность является настоящим мучением. Почему бы не подумать, что таким был и Иисус (в Его случае, скромность передалась и по наследству от Матери)?

А ведь зачастую именно таких людей жизнь в своей премудрости ставит на пьедестал- по их труду и скромности. И именно они способны выстоять в софитах и прикованном к ним внимании и не утратить человеческое лицо и не разменяв себя на популярность.

Так и Своему Сыну, Человеку крайней скромности, Бог поручил самую публичную роль.

Такой чертой характера и был побуждаем Иисус, когда, исцеляя людей, запрещал им говорить о Нём. Он, конечно мог это делать по прозорливости, избегая несвоевременнойизвестности. Но всё же, вероятней всего, Он поступал так просто потому, что Ему это было свойственно. Такое поведение было естественным для Него. «Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри никому ничего не говори, но пойди покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей…» Марк. 1.40-44.

Читая Библию, мы упускаем, что действующие лица постоянно испытывали какие-то эмоции, даже если об этом не говорится в тексте. Кстати, это и подтверждает документальность книг Библии- для очевидцев событий было важным рассказать всё, ничего не забыв. А вот если бы нам предлагался художественный пересказ с эмоциональными подробностями, вставкам «от себя», читать, может, и было бы проще, только истины там бы остался пшик. А так у каждого есть возможность «кроить» Бога по себе, оставляя нужное и выбрасывая ненужное (это ирония). А правда в том, что я знаю Иисуса, каким я Его знаю. Для каждого Господь такой, какой Он только для него.

Данный диалог представлен как сухой обмен репликами. Но оба собеседника, как все нормальные люди, были полны чувств и переживаний. Нелепая по форме просьба (если хочешь) страждущего говорит о его крайнем волнении. Высокопарное «умилосердевшись» означает то, что Учитель пожалел, сжалился над несчастьем человека. Он, возможно с улыбкой (как тот мог не понимать, что устремление всего сердца Божества- помочь людям, исцелить и освободить их?), сказал- хочу, очистись. А далее тональность меняется на строгую- никому ничего не говори. Не было бы необходимости говорить, что Иисус посмотрел на просившего строго, если бы вся беседа продолжалась в одном тоне.

Иисус был и есть удивительно верен Себе. Ни в каких ситуациях Он не утрачивал свою цельность- Божественную и Человеческую. Понимая свою уникальность, и мы будем стремиться к балансу, присущему Ему одному, сводя недостойное в своём характере к минимуму, а добродетели доводя до максимума, стремясь к совершенству.